Проекты Сахалин-1 - Сахалин-5Цифра Р.А.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):А у нас в квартире газ, а у вас? Развитие малых сервисных предприятий - путь выхода из кризиса Сахалинская область является одним из наиболее развитых нефтегазодобывающих районов Дальневосточного экономического региона и относится к числу старейших в России. Начиная с 20-х годов XX века на территории Сахалина и прилегающего шельфа открыто 74 месторождения углеводородного сырья (66 из них на суше), в том числе 12 — нефтяных, 17 — газовых, 7 — газоконденсатных, 22 — газонефтяных, 5 — нефтегазовых и 11 — нефтегазоконденсатных. Все месторождения являются многопластовыми, содержат залежи нефти, газа и газоконденсата в терригенных коллекторах неогенового возраста (нефтяная залежь IV пласта месторождения Окружное — верхний олигоцен) и сосредоточены в 4 кайнозойских бассейнах — Северо-Сахалинском, Западно-Сахалинском, Пограничном и Южно-Сахалинском. Всего выделено 9 нефтегазовых проектов: Проект «Сахалин-1» - Северо-восточный шельф острова Сахалин, три морских месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги; Проект «Сахалин-2” - Пильтун-Астохское и Лунское месторождение; Проект “Сахалин-3” - Восточно-Одоптинский участок (за исключением акватории проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2”); Проект “Сахалин-4” - участок Сахалинского залива; Проект “Сахалин-5” - Восточно-Шмидтовский участок и Кайганско-Васюканский ; Проект “Сахалин-6” - Восточно-Пограничный участок; Проект “Сахалин-7” - участок залива Терпения и залива Анива; Проект “Сахалин-8” - Изыльметьевский участок; Проект “Сахалин-9”- Монеронский участок. В настоящее время, из них на шельфе выделено шесть лицензионных участков под геологическое изучение и разработку месторождений — так называемые проекты «Сахалин-1-6». Два проекта («Сахалин 1» и «Сахалин-2») уже находятся в стадии проектирования работ по сооружению береговой инфраструктуры и добычных платформ и пробной эксплуатации. По остальным ведутся лицензионные и предлицензионные работы по геологическому изучению. Следует отметить, что территории проектов «Сахалин-3» и «Сахалин-5» по своему потенциалу существенно превосходят «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Геологоразведка и добыча углеводородов здесь ведется на условиях Закона РФ "Соглашение о разделе продукции" - специальный тип договора об организации совместного предприятия. Первые два проекта - "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - уже начали давать результаты. Нумерация сахалинских проектов - вещь весьма условная. Так уж получилось, что первым "заработал" "Сахалин-2", затем подтянулся "Сахалин-1". А сегодня вперед вырывается "пятый". Развитие проекта «Сахалин-2» составляет два этапа. Первый этап проекта был ориентирован на сезонную разработку нефтяного месторождения. Этот этапа ограничивается безледовым периодом — примерно 180 дней. Общие инвестиции в первый этап составили около 1,5 млрд долл. США. Второй этап проекта предусматривает комплексную разработку нефтегазовых месторождений, которая будет обеспечивать круглогодичную добычу нефти и газа. Цель: Разработка двух месторождений: Пильтун-Астохского (преимущественно нефтяного с небольшими запасами свободного газа и газовых шапок) и Лунского (преимущественно газового с небольшим количеством конденсата). Оператор: Компания Sakhalin Energy. Доли участия: до декабря 2006 - Shell (55%) и Mitsui (25%) c Mitsubishi (20%). В декабре 2006 года подписан протокол о вхождении «Газпрома» в Sakhalin Energy, в результате чего «Газпром» получил 50% плюс одну акцию в проекте. У Shell осталось 27,5% минус одна акция, у Mitsui - 12,5%, у Mitsubishi - 10%.. В рамках проекта Сахалин-1 объем извлекаемых запасов оценивается в 2,3 млрд. баррелей нефти (307 млн. тонн) и 17,1 трлн. куб. футов природного газа (485 млрд. куб. м). Цель: Разработка нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин, три морских месторождения: Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Оператор: компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ). Доли участия: ExxonMobil (30%), другие участники консорциума по его разработке — ОАО «Роснефть» (20 %), ONGC (20 %) и SODECO (30 %). В октябре 2005 года началась добыча нефти и газа на месторождении Чайво (Сахалин-3). Газ, добываемый на этом участке, поставляется внутренним потребителям в Хабаровском крае. Существуют планы по строительству газопровода между Сахалином и Японией. Цель: Разработка четырех месторождений: Киринского, Венинского, Айяшского и Восточно-Одоптинского на шельфе Охотского моря. Доли участия: «Роснефть» - 74,9% & Sinopec - 25,1%. В 2007 году на Западно-Шмидтовском участке были пробурены две поисково-разведочные скважины на структурах Медведь и Тойская. Скважины были ликвидированы по геологическим причинам, начаты работы по анализу интерпретации данных, полученных в ходе бурения. Разведочные работы по проекту Сахалин-4 выполняются в рамках единой программы с проектом Сахалин-5. В случае успешной геологоразведки, планируется разрабатывать эти участки как единый проект, имеющий общую транспортную и нефтепромысловую инфраструктуру. В настоящее время работы по проекту Сахалин-5 по-прежнему находятся в стадии «проектной документации». А активная стадия работы начнется не ранее 2010 года. Цель: Разработка Западно-Шмидтовского участка (Сахалин-4) и Восточно-Шмидтовского и Кайганско-Васюканского (Сахалин-5). Доли участия: ОАО "НК "Роснефть" — 51% & ВР — 49%. Сахалин-6. Блок Пограничный. Суммарные ресурсы прогнозируемых месторождений: нефти 580 млн тонн, газа 190 млрд м3. Глубины моря 15-127 м, удаленность от берега 3-35 км. ![]() Экономическое обоснование проектаЭффективность от реализации проекта «Сахалин-2» выгодна как России в целом, так и Сахалинской области. Даже сейчас, когда «Сахалин-2» еще не вышел на проектную мощность, в федеральный и областной бюджет идут поступления в виде налогов; в области создаются рабочие места, приходят новые опыт и знания, осваиваются новые технологии. Помимо этого область получает прямую пользу от модернизации инфраструктуры острова. Основные положения:
Экологические последствия проектаНесмотря на официальные данные, свидетельствующие об экономической эффективности проекта, существует ряд экологических проблем, которые в связаны с реализацией данного проекта. К таким проблемам относятся: угроза причинение вреда биоресурсам континентального шельфа. Территория возле о.Сахалин является зоной мирового океана обогащенной биоресурсами за счет апвеллинга. Апвеллинг (англ. upwelling) — подъём холодных глубинных вод в верхние слои океана или моря и замещение ими тёплых водных масс. Таким образом, благодаря этому явлению такая зона мирового океана обогащена планктоном, что в свою очередь обеспечивает разнообразие биоресурсов. Реализация проекта «Сахалин», по мнению общественных экологических организаций, может нанести непоправимый ущерб биоресурсам Сахалина. С морскими нефтепромыслами связано много опасностей для серых китов и их кормовых организмов: возможные разливы нефти, шум от сейсмической разведки, вертолетов и платформ, частое движение судов. Нефтепроводы представляют опасность для лососевых рыб, обитающих здесь, потому что пересекают сотни нерестовых рек. С 1999 года WWF в коалиции с другими неправительственными организациями борется за сохранение уникальных экосистем острова Сахалин, которые оказались под угрозой из-за активного развития нефтегазового комплекса. WWF cтарается убеждать компании принимать решения, которые представляют наименьший риск для природы Сахалина. Так, в марте 2005 года фонд добился переноса морского трубопровода проекта Сахалин-2 на 20 км южнее, за пределы района, где кормятся серые киты. В 2008 году началась общественная кампания за перенесение трубопровода проекта Сахалин-1, чтобы он не проходил через залив Пильтун, важнейший «поставщик» корма для серых китов. WWF уже несколько лет лоббирует создание специальной охраняемой территории для серых китов, подготовлено обоснование для создания «китового заказника», которое в настоящее время рассматривается в Министерстве природных ресурсов. WWF отслеживает воздействие нефтегазовых проектов на серых китов с помощью специальных экспедиций, проводится спутниковый мониторинг, чтобы отслеживать возможные разливы нефти в регионе. В августе 2007 года британское отделение «Всемирный фонд дикой природы» (WWF) и общественная организация «The Corner House» подали иск против департамента по экспортным гарантиям Соединённого Королевста (ECGD). Организации требуют не предоставлять кредит для «Sakhalin Energy» в размере 1 млрд. долларов США под реализацию второго этапа проекта в отсутствии необходимой информации по экологической стороне проекта. Ранее ЕБРР отказался от финансирования этого проекта. 9 октября был опубликован экологический отчёт организации AEA Technology. В нём говорится, что «по большинству проектных объектов отмечается высокий уровень соблюдения законодательных и нормативных требований», но «есть небольшое количество направлений, по которым показатели работ по проекту на настоящий момент не соответствуют требованиям плана действий в сфере охраны здоровья, окружающей среды и социальной защиты». Выделено 4 проблемных участка:
Принимаются также меры природоохранными органами РФ, Два первых участка являлись частью списка претензий, которые в 2006 году Минприроды предъявляло к проекту, угрожая штрафами и отзывом лицензий. Отзывы заключения: 1. Российские власти через суд добиваются запрета на продолжение работ по прокладке трубопровода в рамках проекта Сахалин-2, осуществляемого консорциумом Sakhalin Energy во главе с британской Shell. 2. 20 сентября 2006 — министр природных ресурсов РФ Трутнев отменил приказ 2003 года об утверждении положительной экологической экспертизы проекта «Сахалин-2». ЗаключениеТаким образом, экологические последствия реализации проекта снижают его экономическую эффективность. На восстановление окружающей среды в будущем могут потребоваться такие средства, которые сведут к нулю всю экономическую выгоду. Экологические затраты, которые пока не оценивали, могут существенно превысить полученную прибыль. Учитывая тот факт, что в Западной и Восточной Сибири прогнозные запасы нефти достаточно велики, возникает сомнение по поводу самой необходимости реализации данного проекта. Соотношение воздействия работ по проекту «Сахалин1-6» на природу Сахалина, с его социальной и экономической пользой для области, не только удивляет, но и настораживает. Что будет дальше, если уже в начале своего пути иностранная компания не хочет считаться с общественностью? ![]() ![]()
Пользовательскогопоиска
|