ЕГЭ - находка для интернет-мошенниковТакже рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Становление и развитие дистанционного обучения в мире О судьбе российской высшей школы Первая международная видео-конференция «Москва-Мельбурн. Слово молодым!» 15 апреля 2009 года в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция на тему «Интернет-мошенники и Единый государственный экзамен». ![]() В конференции приняли участие: доктор педагогических наук, профессор, президент Всероссийского фонда образования, эксперт Государственной Думы РФ и Московской городской Думы Комков С.К., один из первых разработчиков ЕГЭ Хлебников В.А., начальник Отдела технологического и информационного обеспечения Управления контроля и оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Семченко Е.Е. Основными целями введения Единого государственного экзамена в России были борьба с коррупцией в области образования, а также упрощение и систематизация процедуры поступления абитуриентов в ВУЗы. В итоге, ЕГЭ породил волну мошенничеств и спекуляций, которая буквально захлестнула всю страну. О введении ЕГЭ в качестве универсального показателя уровня знаний существует много самых разнообразных мнений. Его многочисленные сторонники и противники указывают на положительные и отрицательные стороны этого вида аттестации. Тем не менее, результаты ЕГЭ выявили один бесспорный факт – уровень образования в России очень низок. Без серьезной дополнительной подготовки (занятия с репетиторами, самоподготовка) успешно сдать экзамен смогут лишь немногие школьники. Поэтому волнение детей и их родителей с приближением момента сдачи ЕГЭ возрастает день ото дня. Министерство образования лишь усугубило ситуацию принятием положения о том, что школьники, не сдавшие два обязательных экзамена (математика и русский язык), не получат аттестата и, соответственно, не смогут поступить не только в ВУЗы, но и в средне-специальные образовательные учреждения. Нет ничего странного в том, что количество людей, желающих сдать ЕГЭ любой ценой, увеличивается огромными темпами. При этом многие уверены, что если заплатить деньги, то можно обойтись без репетиторов и заучивания. Спрос, как известно, рождает предложение. На желание сдать экзамены, ничего не делая, откликнулись интернет-мошенники, которые предлагают за небольшую сумму приобрести верные ответы на тестовые задания ЕГЭ. Таких сайтов на сегодняшний день более девятисот тысяч (900 000) и их количество постоянно растет. Динамика роста количества сайтов, предлагающих правильные варианты ответов ЕГЭ (информация предоставлена Комковым С.К.)
Схема бизнеса проста: производится оплата через SMS-сообщение, через электронную почту, или через Сбербанк (реквизиты часто указаны на самом сайте). Когда деньги перечислены на счет, клиент получает пароль, с помощью которого заходит на сайт и скачивает ответы ЕГЭ. Стоимость информации об одном экзамене от 1 до 2,5 тысяч рублей, предусмотрена система скидок «оптовым покупателям». Нетрудно сосчитать, что общий доход таких фирм исчисляется миллиардами рублей. Установлено, что на 95-99% все эти сайты - чистой воды мошенничество. Предлагаемые варианты ответов не имеют никакого отношения к реальным заданиям ЕГЭ. Участники конференции не исключают, что в интернете могут присутствовать и настоящие ответы на ЕГЭ, но их число так незначительно, что шансы среди многообразия подделок найти оригинал ничтожно малы. Психология обмана продумана до мелочей. Ученики и родители настолько напуганы предстоящими ЕГЭ, что готовы поверить кому угодно. Ведь помимо простой схемы скачивания ответов до экзаменов, существуют и более сложные механизмы помощи школьникам прямо во время ЕГЭ. Эти продуманные ходы необходимы для того, чтобы усыпить бдительность особо недоверчивых личностей и развеять их сомнения по поводу ненадежности сайта. Для усиления эфекта часть сайтов называет себя противниками ЕГЭ, борцами с несправедливостью и помощниками школьников, которым приходится все же сдавать экзамен. Вызывает опасение, что, несмотря на меры предупреждения и оповещения, предпринятые Министерством образования, значительная часть выпускников и их родителей ежегодно попадаются на удочку к мошенникам. Подобное желание заплатить и не учить приводит к тому, что ЕГЭ не сдают даже школьники с отличной успеваемостью (в том числе, претенденты на медали). Причинами подобного явления является не только лень, но и особенности менталитета всех россиян. Многие желают подстраховаться и заплатить, думая, что без денег ничего не получится. Другие, наоборот, не считают нужным учить что-либо, так как уверены, что если заплатить, то все устроится само собой. Многие, уже купив ответы, безвозмездно «делятся» ими со всеми желающими. В итоге, противоправные надежды на чудо одних и противоправный цинизм других могут привести к тому, что без аттестата рискуют остаться до 120 тысяч выпускников. Подводя итоги конференции, можно выделить два основных направления, в рамках которых можно эффективно бороться с интернет-мошенниками. Во-первых, необходимы политические меры: разработка эффективного юридического механизма привлечения к ответственности людей, причастных к функционированию сайтов, предлагающих ответы к ЕГЭ. Во-вторых, необходимо попытаться изменить менталитет россиян. Последнее представляется трудновыполнимым, но без этого не удастся преодолеть правой нигилизм, о котором так много говорят последнее время. Что касается ближайших перспектив, то Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращает внимание всех заинтересованных лиц, что в России существует всего четыре сайта, на страницах которых можно ознакомиться с официальной информацией о порядке проведения ЕГЭ. Указываем их электронные адреса: www.obrnadzor.gov.ru
|