Ограничение оборотоспособности природных ресурсовЛевакова И.В.Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):Земельный рынок - утопия или реальность? Причины деградации экологического законодательства В России деревьям объявлена война - в защиту Балашихинского леса Лес рубят – мусор летит. Комплексный проект «Зеленый Человек» - Балашиха Новый подход к определению арендной платы на землю в г. Москве Особенности предоставления в собственность земельных участков Земля и иные природные ресурсы, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, относятся к недвижимому имуществу, в то же время нормы п.3 ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которой «земля и иные природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах», являются отсылочными. В настоящее время оборот земли и иных природных ресурсов в рамках земельного и природоресурсного законодательства практически не регулируется. Несмотря на то, что с момента принятия Земельного кодекса прошло уже почти восемь лет, два года назад вступили в действие Водный и Лесной кодексы, природные ресурсы пока нельзя отнести к полноценным объектам гражданских прав. С одной стороны, это обусловлено тем, что земля и иные природные ресурсы являются не только недвижимым имуществом, но также компонентами природной среды, то есть должны использоваться в интересах всего общества. Этот вопрос на теоретическом уровне нашел свое закрепление в юридической литературе и в соответствующих конституционных нормах (п.1 ст.9). Ограничение правомочий собственника также базируется на конституционных нормах. Согласно ст.36 ч.2 Конституции РФ «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Содержание нормы п.3. ст. 209 ГК РФ практически дублирует данное положение. Таким образом, в основе ограничения правомочия собственника в части распоряжения землей и иными природными ресурсами лежат два основания: возможное причинение ущерба другим компонентам природной среды; нарушение прав и законных интересов других лиц. Такое ограничение возможно в силу прямого указания в нормативном акте. В представленной статье ограничимся рассмотрение только земельных участков, лесов и водных объектов.
Государственные природные заповедники и национальные парки
Оборот земельных участков ограничивается на основании ст. 27 ЗК РФ. В соответствии с п.4 ст. 27 ЗК РФ «из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ». Таким образом, изъятыми из оборота являются земельные участки не сами по себе, а лишь в том случае, если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, которые имеют особое государственное значение. П. 5 ст. 27 ЗК РФ предусматривает ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые представляют ценность сами по себе, в частности: в пределах особо охраняемых природных территорий; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и т.д. Какие именно ограничения оборота предусмотрены для этих земельных участков определяется специальными законами, либо не определяется вообще. Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) предусматривает право федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда (п.1 ст.8). Однако об ограничении оборота лесных участков норм не содержит. В соответствии с п.6 ст. 27 и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничен оборот земель сельскохозяйственного назначения. Этот закон предусматривает запрет на предоставление в собственность таких земель иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%; предусматривает нормирование размера сельскохозяйственных угодий, которые могут отчуждаться в частную собственность; определяет особенности сделок с земельными долями. П.8 ст. 27 предусматривает запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Однако понятие территории общего пользования весьма расплывчато. Нарушение и рекультивация земель
|
Годы |
Нарушено |
Рекультивировано земель |
1980 |
104 |
74 |
1990 |
119 |
110 |
1995 |
83 |
160 |
2000 |
55 |
68 |
2001 |
62 |
58 |
2002 |
45 |
57 |
2003 |
63 |
70 |
2004 |
59 |
52 |
2005 |
35 |
39 |
2006 |
48 |
30 |
Если нормы земельного законодательства дают хотя бы приблизительные ориентиры по ограничению оборота земельных участков, то нормы Водного и Лесного кодекса вообще таких норм практически не содержат. Более того, такое впечатление, что законодатель умышленно не затрагивал ни вопросы собственности, ни гражданского оборота лесных и водных ресурсов.
Ранее действовавшие ВК РФ и ЛК РФ более детально регламентировали отношения собственности на водные и лесные ресурсы. Лесной кодеком определялись содержание и формы права собственности, право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность. В новом Лесном кодекс содержится всего одна статья, нормы которой весьма лаконичны и отсылают к земельному законодательству, кроме того, сужено понятие федеральной собственности. В новом Водном кодексе также праву собственности на водные объекты посвящена только одна статья, но содержание права федеральной собственности наоборот расширено по сравнению с Водным кодексом РФ 1995г.
ЛК РФ 1997 г. содержал четкую норму ст. 19, согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 7 все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
Новый ЛК РФ предусматривает право федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда (п.1 ст.8). В соответствии со ст. 7 лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69, и 92 ЛК РФ. Нормы вышеперечисленных статей регламентируют проведение лесоустройства. Таким образом, исчезло понятие лесного фонда, сузилось понятие федеральной собственности.
ВК РФ 1995 г. предусматривал ст. 36 перечень водных объектов, которые признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 37 в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.
Новый ВК РФ расширяет границы федеральной собственности и ограничивает право собственности субъектов Российской Федерации на водные объекты. В соответствии с п.1 ст.8 водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением водных объектов принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. К таким водным объектам в соответствии со с п.2 ст.8 может относиться пруд, обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
|
1992 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Забор воды из природных водных объектов для использования, млрд. м3 |
|
|
75,9 |
72,7 |
72,2 |
69,2 |
69,3 |
70,1 |
69,6 |
Сброс загрязненных сточных вод, млрд. м3 |
|
|
20,3 |
19,8 |
19,0 |
18,5 |
17,7 |
17,5 |
17,2 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, млн. т |
28,2 |
21,3 |
18,8 |
19,5 |
19,8 |
20,5 |
20,4 |
20,6 |
20,6 |
Нельзя сказать, что гражданский оборот водных и лесных ресурсов вообще не регулируются лесным и водным законодательством. Так ст.12 – ст.19 ВК РФ и «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе» утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 №230 определяют в общем виде условия и порядок заключения договора водопользования. Так ст. 31- 34 ЛК РФ и подзаконные нормативные правовые акты регламентируют аренду участка лесного фонда, однако конкретные нормы, регламентирующие ограничение оборота лесных и водных ресурсов отсутствуют.
Таким образом, на основании анализа норм гражданского, земельного, водного и лесного законодательства можно сделать вывод о том, что круг замыкается. Нормы ГК РФ в части ограничений оборота земли и иных природных ресурсов отсылают к земельному и природоресурсному законодательству, а нормы земельного, водного и лесного - к гражданскому. Кроме того, сравнение норм ранее действовавших Лесного и Водного кодексов с действующими в настоящее время приводит к выводу о том, что законодатель остерегается конкретизации соответствующих норм. Невольно возникает аналогия с разработкой и принятием Земельного кодекса, который принимался в течение десяти лет. В результате возникла множественность прав на землю, до сих пор не разграничено право государственной собственности, регулирование земельных отношений существенно запуталось, земельные участки до сих пор нельзя считать полноценными объектами гражданских прав.
Источник статистических данных - Федеральная служба государственной статистики