Российская автомобильная история. Санкт-Петербургский автомобиль-клуб
Кирилец С.В., Мелентьев Ю.А.
Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):
Пионер российского автомобилизма П.М. Пузанов
Российский след в мировой автоистории
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ (СПАК) - один из старейших и влиятельных автоклубов в России, основанный в столице 24.11.1902 года на учредительном собрании из 14 энтузиастов автомобилизма и автомотоспорта.
Большую организационную работу по созданию клуба провёл А.П. Нагель, который подготовил для обсуждения и зачитал проект устава создаваемого клуба. На втором собрании клуба 09.12.1902 в гостинице «Англетер» был утверждён проект значка клуба. На общем собрании 26.01.1903 года членов СПАК в количестве 26 человек был избран временный комитет, в который вошли В.А. Рейс (председатель), В.А. Лебедев и Е.М. Кузьмин. Официально клуб получил право на существование с 26.02.1904 года – со дня утверждения устава СПАК; по этому поводу 14 марта состоялось собрание членов-учредителей, а 21 марта – общее собрание (присутствовало 22 человека из 94 членов клуба).
В период 1-й Русской революции 1905-1906 гг. активность клуба была слабая, а число его членов сократилось до 9 человек. С 1907 г. председателем стал П.Н. Беляев и деятельность клуба вновь стала оживать, а к 1914 г. число членов СПАК приближалось к 200 человек. Вступительный взнос составлял 15 руб., членский – 25 руб. eжегодно, a с 1916 года вступительный и членские взносы были повышены из-за инфляции до 50 рублей. В начале 1903 г. журнал «Автомобиль» писал: «Как всякий из нас знает, клубы и общества, в том числе и спортивные, могут быть двух родов: действующие и бездействующие. Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб принадлежит к первой категории. У него есть помещение (Невский пр. 61) и гараж на 30 автомобилей». При гараже СПАК находилось «Техническое бюро» – авторемонтные мастерские и агентура по продаже французских автомобилей Renault и бельгийских мотоциклов Sarolea. В техническом отделе «Автомобиль-Клуба» все желающие могли также приобрести различные автомобильные принадлежности и запчасти, аккумуляторы, инструменты, бензин и смазочные материалы; для членов СПАК были предусмотрены значительные скидки.
С 01.09.1907 года клуб получил новое помещение в доме 108 на Невском проспекте. В 1910-1911 гг. клуб переехал на Боровую улицу, дом 10. В последующие годы адрес клуба менялся: Владимирский пр. 8, вновь (1914 г.) Боровая, дом 10 квартира 4. Перед революционными событиями в России 1917 г. свою квартиру номер 3 на Литейном проспекте в доме 36, для клуба предоставил А.П. Нагель, здесь также располагалась редакция его журнала «Автомобиль». Дом исторический, здесь жили: Некрасов, Добролюбов, Пирогов, певец Фигнер, о чём свидетельствуют 4 мемориальные доски. Деятельность СПАК благотворно сказывалась на развитии автомобилизма и автомотоспорта не только в столице, но и в целом по России. Проводилось большое число автопробегов и рекордных заездов на верстовых гонках. Основным местом проведения автогонок и ежегодных рекордных заездов служило Волхонское шоссе. Для мотогонок использовался разборный деревянный трек в Михайловском манеже. Активное участие клуб принял в организации и проведении первых в России международных автогонок и международных автомобильных выставок.
Последняя спортивная программа СПАК в сезоне 1914 г. включала: февраль – гонка по льду Санкт-Петербург – Кронштадт; 27 апреля – открытие летнего сезона, товарищеская поездка в имение Рябово; 11 мая – ежегодная традиционная гонка на 1 версту на Волхонском шоссе; 18 мая – международная кольцевая гонка «Большой Приз СПАК»; 24-26 мая – поездка в Гунгербург; 15 июня – товарищеские поездки-прогулки членов клуба; 13 июля – поездка в Финляндию; 20 июля – гонка мотоциклеток; 8 сентября – закрытие сезона, поездка в Павловск.
«Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб» состоял под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича*.
Председательствовали в клубе в разные годы владелец фабрики «Титан» В.А. Рейс (1903-1907), победитель первой в России «гонки моторов» П.Н. Беляев (1907-1912), известный автомобилист доктор В.П. Всеволожской (1912-1916), генерал-майор бывший командир 1-й Автомобильной учебной роты, начальник Военной автомобильной школы генерал П.И. Секретев (1917) и после Февральской революции до конца 1917 гoда снова доктор Всеволожской.
*Великий Князь Сергей Михайлович (Сергiй Михаилович) - Романов Сергей Михайлович, 1869 – 1918.
Младший сын Великого Князя Михаила Николаевича, брата ЕИВ Александра II. Служил артиллерийским офицером. При Императоре Николае II был генерал-инспектором артиллерии. Сергей Михайлович был близким другом Царя и находился при Государе в ставке до последних дней существования Российской Империи.
20.05.1918 Великий Князь был арестован большевиками и заключен в тюрьме г. Алапаевска Пермской губернии. 18.07.1918 растрелян на шахте Нижняя Селимская в 18 км от Алапаевска и мертвым сброшен в шахту.
В августе 1914 с началом войны с Германией город Санкт-Петербург был переименован в Петроград и, соответственно, изменилась эмблема клуба и его название – «Петроградский Автомобиль-Клуб» (ПАК).
Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. клуб сыграл большую роль в обеспечении автомобильного обслуживания русской армии, включая формирование санитарно-автомобильных отрядов. В советское время его преемником стал Ленинградский автомотоклуб.

Доктор Всеволожский на автомобиле Pipe во время пробега
Петербург - Рига - Петербург, 1909 год


ЛИТЕРАТУРА:
Мелентьев Ю.А. "Автомотострасти Росийской Империи". СПб. 2005
Пашкевич А.М. "Автомобильный справочник СПб 1913 - 1914 гг". СПб. 1914
Рубец А.Д. "История автомобильного транспорта России". Москва. 2003
Шляхтинский К.В. "Автомобили в России". Москва. 1993
"Prinz Heinrich – Fahrt und Bilder aus dem Sportleben 1911". Hannover. 1912
|