Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 38 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Безопасность продуктов питания или Съедобна ли шкурка от апельсина?


Левакова И.В.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Пищевые добавки: обман или необходимость?

Существуют ли в магазинах безвредные продукты питания?

Болезни, передающиеся человеку от животных


Каждый из нас  заходит в магазин и покупает продукты достаточно часто. Каждый из нас заботится о своем здоровье и  старается, чтобы питание было не только вкусным, но и полезным. С детства мы знаем, что нужно пополнять свой драгоценный организм  сбалансированным количеством белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Белок – это мясо и рыба, углеводы – хлеб и крупа, витамины и минеральные вещества – это свежие овощи и фрукты.


безопасность продуктов питания
Б.Кустодиев. Купчиха за чаем

Сейчас, когда смотришь на состав пищевых продуктов, написанный мелкими буквами на упаковке, приходишь в некоторое замешательство, поскольку  являешься простым потребителем, а не технологом  пищевого производства, и не можешь знать,  что обозначает, например, пищевая добавка Е-210. Эту информацию нам – потребителям обязан предоставить производитель или продавец в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», он же обязан нам гарантировать  безопасность своей продукции.   Информацию нам предоставили, но мы не способны ее оценить.

Конечно, что касается, например, сроков годности, то мы эту информацию оценить способны - никто не будет покупать просроченные продукты. А что касается пищевых добавок – консервантов, загустителей, разрыхлителей, эмульгаторов  и т.д., то эта информация, заботливо доведенная до нас производителем,  для потребителей абсолютно бесполезна. Насколько эти все эти пищевые ингредиенты безопасны для организма? Вопрос достаточно сложный и неоднозначный. Каждый из них может быть безопасен сам по себе, а в сочетании  друг с другом они могут привести к определенным нежелательным последствиям, причем эти последствия могут проявиться не сразу, а через много лет или у последующих поколений.  Где тогда искать производителя или   продавца, который обязан нам гарантировать безопасность своей продукции?

А где же государство? Есть соответствующее законодательство, есть государственная система контроля за безопасностью пищевых продуктов, есть государственные органы – Роспотребнадзор, Госсанэпиднадзор.  Государство обязано обеспечить нам национальную безопасность, которая включает в себя государственную,  общественную, технологическую и экологическую безопасность. Государство для этого и существует. Обеспечение национальной безопасности включает в себя:   защиту государственного строя; защиту общественного строя; обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета; обеспечение политической и экономической независимости нации; обеспечение здоровья нации; охрану  общественного порядка; борьбу с преступностью; обеспечение техногенной безопасности и защиту от угроз стихийных бедствий.

Мы являемся не только потребителями, но и налогоплательщиками, за счет которых и должна обеспечиваться безопасность. У производителя или продавца нет ни средств, ни соответствующей  научно-технической базы, чтобы оценить, например, насколько генетически модифицированные продукты питания влияют на здоровье человека. Этим должны заниматься соответствующие   научные учреждения, а соответствующие государственные органы должны дать или не дать производителю разрешение на применение ГМО в тех или иных продуктах питания и контролировать деятельность производителя.

Государство успешно от обременительной обязанности по обеспечению безопасности пищевых продуктов избавляется. С 15 февраля этого года в России вступило в силу постановление Правительства РФ, отменяющее обязательную сертификацию большинства продуктов питания и видов косметики. В официальных высказываниях на эту тему отмечалось, что целью отмены обязательных сертификатов  является избавление бизнеса от бумажной волокиты и финансовых затрат. Одним из поводов  отмены сертификации стало также  существование большого количества фиктивных сертификационных контор, которые работали с несуществующими лабораториями  и торговали всеми необходимыми поддельными документами.  Возникает впечатление, что  эти конторы возникли сами по себе, но ведь они тоже работали на основании соответствующих лицензий, которые непонятным образом получили в тех же госструктурах, представители которых теперь их  клеймят позором.   Инициаторы отмены обязательной сертификации  считают также, что снизится цена на товары! Компании впредь не должны будут платить деньги за обязательную сертификацию, опираясь при тестировании качества на собственные системы безопасности.

Постановление Правительства – это очередной закономерный этап процесса, который начался еще в 90-е годы. Суть этого процесса заключается в том, что государство снимает с себя обязанность контролировать качество пищевых продуктов и гарантировать их безопасность.


безопасность продуктов питания
Иллюстрация Michael Sowa (http://anastgal.livejournal.com)

Раньше качество пищевых продуктов было гарантировано ГОСТами. ГОСТ – государственный отраслевой стандарт, который разработан на большинство видов продуктов питания. Это стандарт, утвержденный государством, при разработке которого принимали участие множество различных институтов, экспертов, ведомств. Таким образом, если продукт соответствует  ГОСТу, то  можно сказать, что этот продукт безопасен, его состав заранее известен и также известно, что в составе нет никаких вредных и запрещенных веществ.

Большинство ГОСТов было разработано в далекие советские времена, когда не принято было мясо заменять соей, использовать химические добавки и генетически модифицированные продукты.  Например, консервы «Говядина тушеная» высшего сорта, соответствующие ГОСТу 5284-84, содержат следующие компоненты: говядина I категории жилованная с содержанием жировой ткани не более 6% - 87%; жир-сырец говяжий – 10,5%; лук репчатый очищенный измельченный – 1,35%; соль поваренная – 1,14%;  перец черный молотый – 0,01%; лист лавровый – 0,02%.

В 90-е годы рынок пищевых продуктов значительно расширился, в основном, за счет зарубежных производителей. Обязательную сертификацию на продовольственные товары в России ввели в 1993 году, когда до 90%  всех продуктов, продающихся в стране, были поддельными. Сертификация подразумевала контроль за качеством  производства продуктов. То есть сертификат удостоверял не качество отдельной буханки хлеба, а возможность производства на данном предприятии качественной продукции. Сертификат выдавался на пять лет, причем дважды в год орган, выдавший сертификат соответствия, должен был проверять, соблюдаются ли на производстве необходимые условия для выпуска качественной продукции. Но в дальнейшем весь этот процесс трансформировался в сертификацию конкретной продукции. Отечественные госструктуры контролировали и безопасность,  и качество продукции почти 10 лет.

В 2003 году был принят Закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, который кардинально изменил действующую систему.  Согласно закону, стандартизация стала добровольной. Кроме национальных стандартов, закон допускал разработку стандартов организаций, т.е. предприятия получили право сами разрабатывать стандарты на выпускаемую продукцию. Основным нормативным документом в области производства пищевой продукции становится технический регламент, который «принимается в целях защиты жизни или здоровья граждан» (ст. 6 ФЗ «О техническом регулировании»). Вводится процедура подтверждения соответствия. Продукция должна соответствовать требованиям технического регламента или стандарта (национального или стандарта организации).  Подтверждение соответствия  может носить добровольный или обязательный характер. Формами подтверждения соответствия являются добровольная сертификация, принятие декларации о соответствии, обязательная сертификация.     

Таким образом, с 2003 года обязательное соответствие продуктов питания ГОСТам было отменено. Многие мелкие и крупные производители стали  разрабатывать свои собственные стандарты на выпускаемую продукцию – ТУ (технические условия). Понятно, что ТУ может допускать любую рецептуру. Консервы, которые называются, например, «Мясо говяжье тушеное», могут  содержать все что угодно, кроме мяса, при этом соответствовать ТУ с длинным номером и продаваться  в магазине доверчивому потребителю, который, прочитав на банке «мясо», надеется, что и банке оно есть. Не стоит себя тешить напрасными надеждами, а предварительно надо запастись лупой и ознакомиться с составом продукта, который должен быть на банке обозначен.   

Как уже отмечалось выше,  основным нормативным документом вместо ГОСТа с 2003 года становится технический регламент. Иными словами, ТУ, разработанные производителем,  должны соответствовать техническому регламенту, который имеет силу закона.  В 2008 году были   приняты технические регламенты на молочную, масло-жировую и соковую продукцию, в 2009 году – на табачную продукцию.

Казалось бы, технический регламент, который пришел на смену ГОСТу,  должен быть документом, который предусматривает, что название должно соответствовать содержимому. Например, если на пакете с соком написано «Сок натуральный апельсиновый – 100%», то в пакете именно сок, а не что-либо иное.  Итак, что же такое сок? Потребитель  по своей наивности считает, что сок отжали из апельсина, обработали тем или иным образом, чтобы сок не испортился, и залили в пакет. Потребитель сильно ошибается. «Сок – жидкий пищевой продукт, который несброжен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на  эти съедобные части и в которых в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов и (или) овощей пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства…..соки, в зависимости от способов их производства и обработки фруктов и (или) овощей, бывают следующих видов: а) сок прямого отжима…б) свежеотжатый сок….в) восстановленный сок…г) концентрированный сок…д) диффузионный сок» (ст.4 ФЗ от 27.10.2008 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей»).

Вы никогда не задумывались,  насколько съедобна шкурка от апельсина? Напрасно. Потребитель считает ее несъедобной, а производитель может считать, что она вполне съедобна для потребителя и  может быть  использована для производства «сока апельсинового натурального».   Технический регламент критерии съедобности частей фруктов и овощей не определяет. Впечатляет также установленная техническим регламентом возможность получения сока из высушенных фруктов - такой сок называется диффузионным. Неграмотные потребители, не читавшие технического регламента,  до сих считают, что, субстанция, полученная вымачиванием сухих фруктов в воде,  называется, в лучшем случае, компотом. Существования натурального сока технический регламент не предусматривает.   

ГОСТы разрабатывались на каждый пищевой продукт, технический регламент определяет лишь общие требования к группе однородных продуктов. К числу таких требований относятся: требования к безопасности продукции, к компонентам и пищевым добавкам, к технологическим средствам, к маркировке, требования к процессам производства и обращения; оценка соответствия продукции.

Вызывает опасение также тот факт, что требования к сокам, овощным и фруктовым пюре для детского питания также установлены данным регламентом. Иными словами, производитель вправе разрабатывать свои технические условия, т.е рецептуру и способ приготовления детского питания, которые по закону должны соответствовать лишь самым общим требованиям   регламента. Эти технические условия должны быть зарегистрированы соответствующим образом. Неэффективность системы обязательной сертификации пищевой продукции чиновники признали сами. А откуда у потребителя уверенность, что  система регистрации или система оценки качества продукции самим предприятием будет эффективна? 

Большинству родителей далеко не безразлично,  из каких «съедобных частей» фруктов или овощей изготовлено детское питание.  Для малышей питание – это основа здоровья, большинство детей страдают различными аллергиями, дисбактериозом, дерматитами и другими заболеваниями, причиной которых  является некачественная среда обитания. Никакие национальные проекты в будущем не помогут восстановить здоровье нации, маленькие представители которой  будут вынуждены есть то, что считает съедобным производитель.  

Пока на продуктах можно встретить маркировку – соответствует ГОСТу. Такая маркировка часто встречается на детском питании,  покупая эти продукты, потребителя уверены в их безопасности. В недалеком будущем такая маркировка, скорее всего, исчезнет, т.к. очевидно, что производителю достаточно один раз обосновать, что у него существует собственная система оценки качества продукции, разработать собственные ТУ и выпускать продукцию по той рецептуре, которая ему выгодна и может предусматривать любые компоненты, кроме натуральных продуктов.

Отменив обязательную сертификацию  продуктов питания,  государственные структуры полностью освободили себя от  обязанности по обеспечению нашей безопасности. Возможно, лет через десять государственные чиновники опять разведут руками и скажут, что добровольная сертификация пищевых продуктов, к сожалению, себя не оправдала, но к тому времени вырастет поколение детей-инвалидов. Кто им возместит вред, причиненный здоровью? Производитель или продавец, который производил эти продукты десять лет назад или, может быть, государственные органы?





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru