Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 37 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Борьба с пиратством (мнение аналитика)


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Классификация пиратов - морское пиратство в 2009 году

Битва за Сомали - борьба с международным пиратством в современном мире

Тайная власть - теневая экономика в мире

Сомалийские пираты устанавливают рекорды дальности и скорости

Планета конфликтов - вооруженные конфликты в мире


Питер Чалк\Peter Chalk, старший политический аналитик исследовательского центра RAND Corporation


Вопрос: Пиратство - далеко не новый феномен. Почему эта проблема ныне оказалось в центре внимания?

Чалк: У этого есть две причины. Первая: сомалийские пираты действуют в стратегически важном регионе мира, вблизи Африканского Рога, что оказывает влияние на то, что происходит вокруг всего Аравийского полуострова. Вторая: очевидно, что возможности сомалийских пиратов существенно увеличились. Ранее они были крайне активны в прибрежной зоне, однако в большинстве случаев жертвами их нападений становились рыболовецкие траулеры, то есть, эти нападения были достаточно малы по масштабам. С точки зрения сомалийцев, подобные нападения были оправданы тем, что иностранные рыбаки ловили рыбу в сомалийских водах.

Однако ныне мы наблюдаем, что пираты получили возможность действовать вдали от берегов,  иногда на расстоянии до 500 морских миль от побережья, что означает, что опасность распространилась на значительную часть международных вод. Пираты также продемонстрировали свои возможности нападений на очень большие суда, они научились их транспортировать в безопасные зоны и получать большие выкупы. Размеры этих выкупов существенно возросли, они четко взаимосвязаны с размерами захваченных судов. То есть, ныне размеры выкупа составляют примерно $5 млн., ранее они не превышали $400 - 500 тыс.

Вопрос: В каком случае международное сообщество придет к выводу о необходимости предпринять решительные шаги по борьбе с пиратами?

Чалк: Правительства стран мира уже заметили, что происходит вблизи Африканского Рога - свидетельство этому отправление в этот район флотилии Европейского Союза. Эти усилия поддержаны военно-морскими силами еще нескольких стран. Как я понимаю, Япония также предлагает помощь по патрулированию этих вод.

Если оценивать ситуацию в глобальном масштабе, то мне не кажется, что пиратство будет привлекать к себе постоянное внимание властей. В других регионах мира - подобных Юго-Восточной Азии - существуют двусторонние и трехсторонние антипиратские соглашения между государствами, однако проводимые ими операции относительно малы по сравнению с тем, что ныне происходит вблизи Африканского Рога. Стоит учитывать, что ущерб от пиратства, по сравнению с объемами международной морской торговли, это капля в море. То есть, по крайней мере, с экономической точки зрения, со всем уважением к последним действиям международного сообщества, маловероятно, что борьба с пиратством превысит имеющиеся масштабы. И мне интересно оценить: сколько времени удастся содержать военно-морские силы, переброшенные к Африканскому Рогу. Мне кажется, это краткосрочная операция - я сомневаюсь, что она будет продолжаться длительное время.

борьба с пиратством

С моей точки зрения, все может измениться, если в действие вступят два фактора. Первый - если появятся достоверные доказательства того, что пираты ныне сотрудничают с террористами, или террористы используют пиратскую тактику для достижения своих целей. Это однозначно сделает пиратство не просто экономической угрозой. Второй фактор - если какой-то акт морского разбоя приведет к очень крупной экологической катастрофе, например, к большому выбросу нефти в океан. В этих случаях пираты привлекут к себе внимание международного сообщества.

Однако на сегодняшний момент пиратами интересуются лишь заинтересованные стороны. К примеру, в Юго-Восточной Азии эту проблему решают только местные государства, а не все международное сообщество. Даже в районе Африканского Рога маловероятно установление постоянного международного военного присутствия. Мне не кажется, что пиратство - по крайней мере, в настоящий момент - еще не признается стратегической угрозой.

Вопрос: Традиционно пираты наиболее активны в Юго-Восточной Азии и у побережья Сомали. Существует ли разница между этими пиратскими группировками?

Чалк: Воды Малаккского пролива являются традиционными охотничьими угодьями пиратов, так же как и моря, омывающие Индонезию. Заинтересованные государства этой части планеты - прежде всего, Индонезия, Малайзия и Сингапур - заключили серию соглашений, в рамках которых ведется обмен разведывательной информацией, общее патрулирование и предоставляется техническая помощь. Действуют также и региональные соглашения, в которых участвуют такие страны, как Филиппины и Таиланд. В их рамках, в частности, ведется аэронаблюдение за Малаккским проливом. Япония также выражала готовность предоставить свои патрульные суда для проведения антипиратских операций в проливе. Япония действует так, поскольку ее импорт и экспорт полностью зависят от Малаккского пролива. Таким образом, производится региональное, двустороннее и международное сотрудничество, в рамках которого идет борьба с пиратством в этом регионе.

Я думаю, что главный урок, который можно извлечь из этого опыта - это то, что сотрудничество жизненно важно, так же, как и обмен информацией. Однако, на самом деле, между двумя этими очагами пиратства сходство небольшое. Район Африканского Рога несравнимо больше, то есть, площадь района антипиратского патрулирования также больше, что делает совместное патрулирование намного более сложным делом. Другое важное отличие - безвластие в районе Африканского Рога, чего нет в Юго-Восточной Азии. Особенно страшно беззаконие, от которого Сомали страдает с 1991 года, с момента падения диктатуры Сиада Барре. И до тех пор, пока эта проблема не будет разрешена, решить проблему пиратства не удастся. Ныне мы боремся с последствиями, а не с причинами пиратства.

Что действительно следует делать - это искать пути уничтожения пиратства на суше. Главная сложность заключается в отсутствии разведывательной информации и наземного присутствия в Сомали. Чтобы уменьшить число пиратских атак в этом регионе, больше усилий требуется прилагать для того, чтобы восстановить основы нормальной жизни и правления в этой стране.

Еще одна проблема: государства очень серьезно озабочены охраной своего суверенитета. Даже в Юго-Восточной Азии, где проводятся совместные патрульные операции, никогда не было примеров преследования пиратов в чужих территориальных водах. Если, к примеру, пиратов начинал преследовать малазийский патруль, то они могли быстро скрыться в водах Индонезии. Так как законы государственного суверенитета в Юго-Восточной Азии - святая святых, малазийцы никогда не решатся нарушить их, что, естественно, играет на руку пиратам. Аналогичные проблемы существуют и с восточноафриканскими государствами, такими как Кения, Танзания и возможно Судан. То есть, мы пытаемся решить проблему пиратства 21-го века, используя концепцию государственного суверенитета, созданную в 16-м столетии. До тех пор, пока мы не подымимся выше этого - не только по отношению к пиратству, но и ко всем транснациональным угрозам - мы никогда не сможем окончательно разобраться с этими проблемами.

Вопрос: Периодически поступают предложения использовать наемников или военных для защиты торговых судов. Что Вы об этом думаете?

борьба с пиратством

Чалк: Это проблематично, поскольку приведет к появлению новых сложностей. Например, пираты часто атакуют торговые суда в территориальных водах - непонятно, как государства отнесутся к появлению вооруженных наемников в принадлежащей им зоне океана. Другой аспект этого предложения: если пираты будут знать, что при абордаже им придется иметь дело с вооруженными охранниками, они будут действовать с большей жестокостью и применять более мощное оружие. Они могут сперва открывать огонь, а потом брать судно на абордаж, вместо того, чтобы действовать угрозами.

То есть, до тех пор, пока не будут созданы четкие и жесткие правила действий, будут возникать многочисленные проблемы. На мой взгляд, подобные методы не решат проблему пиратства. Кроме того, задумайтесь - сколько судов следует снабдить охраной, учитывая что количество судов, проходящих мимо Африканского Рога, постоянно растет. Нельзя ожидать, что все эти корабли будут вооружены.

Более разумным было бы, например, чтобы при проходе опасных районов корабли постоянно контактировали друг с другом, были бы оснащены современными навигационными системами и системами пассивной обороны. И, естественно, требуются большие международные усилия по решению тех проблем на суше, которые становятся причиной пиратства. 

Вопрос: На Ваш взгляд, появление в этом районе иностранных боевых кораблей улучшило ситуацию?

Чалк: Безусловно, они играют определенную сдерживающую роль. Было несколько попыток захвата кораблей, которые были пресечены международными военно-морскими силами. Но военный флот - не абсолютное оружие. Слишком много кораблей следует охранять, за слишком большой акваторией следует наблюдать, и очевидно, что содержание военных кораблей - дело не дешевое. И, повторю, даже постоянного присутствия военно-морских сил недостаточно для того, чтобы решить проблему пиратства. С моей точки зрения, это, скорее, символический, а не практический жест международного сообщества в отношении пиратов.

Вопрос: Что следует делать в краткосрочной и долгосрочной перспективах?

Чалк: В краткосрочной перспективе требуется, чтобы судовладельцы проявляли больше заинтересованности в выполнении базовых протоколов по безопасности. Когда я говорю о "базовых протоколах", я подразумеваю наличие навигационной системы и систем нелетальной обороны, регулярное наблюдение за пиратами; учет предупреждений, которые выпускаются Международным Бюро по Судоходству и Мореплаванию; поддержание постоянного контакта с иными судами, находящимися в этом районе; нахождение на определенной дистанции от берега и пр.

Здесь может сыграть важную роль институт страхования. Страховщики могут проверять, адекватно ли подготовили судовладельцы свои корабли, которые должны проходить через опасные регионы мира. Тем, кто выполняет подобные требования, должны предоставляться более льготные условия.

В долгосрочной перспективе, единственным путем решение пиратской проблемы является решение проблемы безвластия в Сомали. Это очень серьезная и сложная задача. Однако следует учитывать, что сохранение подобной ситуации в Сомали приводит не только к появлению морских, но и наземных угроз. Все большие опасений вызывает тот факт, что Сомали может превратиться в базу негосударственных актеров - от торговцев наркотиками до террористов. Международное сообщество должно решать эту проблему, пока хаос и безвластие не начали распространяться.

Источник: Washington ProFile, при оформлении использованы картины Караваджо Жентилечи





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru