Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление № 37 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Основания прекращения прав на землю

Левакова И.В.


Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Особенности предоставления в собственность земельных участков

Земельный рынок - утопия или реальность?

Статистические данные по земле


В предыдущем номере журнала мы затрагивали  вопрос о законности решения властей об изъятии земель и сносе домов в поселке «Речник». Дома были признаны самовольными постройками. Согласно  ст. 222 ГК РФ, «самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил».  Иными словами, постройка считается самовольной, если на земельном участке строить запрещено, т.к. этот участок предназначен для иных целей.  В случае с «Речником» официально выдвигались два основания,  по которым земли подлежат изъятию, а дома сносу. В 2006 году утверждалось, что эти земельные участки находятся на территории водоохраной зоны, а в 2009 году – что на этой территории планируется создание природного парка «Москворецкий». В «дачной амнистии» жителям поселка было отказано, т. е. право собственности на земельные участки у них оформлено не было, несмотря на то, что многие из них владели этими участками с 1956 года и платили земельный налог. 

 Земельным законодательством предусмотрена возможность прекращения и ограничения прав  на земельный участок. К таким правам относятся: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право срочного пользования, аренда.  Иными словами, земельное законодательство предусматривает основания, по которым участок может быть изъят у правообладателя или ограничены его правомочия по владению, пользованию, распоряжению земельным участком. В соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ),  основаниями  прекращения права собственности на земельный участок являются:  отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Кроме того, к таким основаниям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ); конфискация земельного участка (ст. 50 ЗК РФ); реквизиция земельного участка (ст. 51 ЗК РФ).

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения определены ст. 45 ЗК РФ, в соответствии с которой к таким основаниям относятся: отказ и принудительное прекращение «при:  

1) использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

 2) использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога;

4) неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

6) реквизиции земельного участка;

7) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. 3. Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимается судом в соответствии со статьей 54 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами».

основания прекращения прав на землю
Л.Карташов. Москва, 1941

Порядок принудительного изъятия земельного участка у собственника устанавливается гражданским законодательством. Такое изъятие возможно, если земельный участок не используется в соответствии с его назначением (ст. 284 ГК РФ); земельный участок используется с нарушением законодательства (285 ГК РФ); ввиду ненадлежащего использования земельного участка (ст. 286 ГК РФ).

Таким образом, земельный участок может быть изъят у собственника или иного правообладателя в случае правонарушения, либо в связи с объективной необходимостью (например, государственные или муниципальные нужды).

В первом случае речь идет о принудительном изъятии и правообладателю убытки не возмещаются, во втором случае убытки подлежат возмещению. 

Что можно считать правонарушением в истории с поселком «Речник»? Согласно официальной версии, поселок «Речник» расположен на территории, где строительство   запрещено,  жители построили эти дома незаконно, следовательно, эти дома подлежат сносу, земельные участки под «дачную амнистию» не попадают.

Как уже отмечалось, в 2006 году говорилось о том, что поселок «Речник» расположен в водоохранной зоне,  поэтому дома подлежат сносу, участки изъятию т.к. строительство в водоохранной зоне запрещено. 

Строительство в водоохранных зонах действительно запрещено, но возникает закономерный вопрос – а была ли установлена водоохранная зона?

Что такое водоохранная зона?  Понятие водоохраной зоны дается ст. 65 Водного кодекса от 03.06.2006.  Водоохранная зона -  это полоса земли вдоль берегов рек, озер, ручьев, болот, которая призвана оградить водоемы от загрязнения с прилегающих территорий и по возможности сохранить берега в естественном или близком к этому состоянии.

В соответствии со ст. 65. Водного Кодекса от 03.06.2006  «п.15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

П. 16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды».

Все эти запреты и ограничения действуют, если водоохранная зона была установлена на местности. Ширина водоохраной зоны устанавливается нормами Водного кодекса.  Установление водоохранных зон - достаточно сложный процесс. Порядок установления зон устанавливается Постановлением Правительства №17 от 10 января 2009 года. Установление границ этих зон осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами. Границы зон должны быть отображены в картографических материалах,  обозначены на местности специальными информационными знаками, сведения о зонах должны быть внесены в государственный водный реестр. Специальные информационные знаки должны быть размещены на всем протяжении границ водоохранных зон,  в характерных точках рельефа,  в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха.

В 2006 году действовало  Постановлением Правительства РФ №1404 от 1996 года, в соответствии с которым минимальные размеры водоохранных зон  устанавливали субъекты Федерации  на своей территории.  Зоны должны быть нанесены на землеустроительные документы, генеральные планы городов, поселков, сел. Кроме того, эти зоны должны быть вынесены в натуру, то есть отмечены уже на берегах специальными знаками. Фактически, это Постановление в полном объеме выполнено не было, т.е. водоохранные зоны долгое время существовали только в тексте Водного кодекса РФ, но не на практике.

Таким образом, напрашивается вывод, что на территории, где располагается поселок «Речник», скорее   всего, водоохранная зона не была установлена.

Видимо, это и послужило причиной того, что в 2009 году официальным основанием сноса домов и изъятия земельных участков стало то, что на данной территории предусмотрено создание  особо охраняемой территории - природно-исторического парка «Москворецкий». В связи с этим возникает следующий вопрос – влечет ли организация  парка снос домов и изъятие земель?

Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается на основе ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995, а также ЗК РФ (ст. 95). К особо охраняемым природным территориям относятся: заповедники, заказники, национальные и природные парки и другие  территории, установленные п.1 ст. 95 ЗК РФ и ст. 2 вышеназванного закона. Эти территории имеют различный статус, различные цели и особенности правового режима. Так, в отношении заповедников и национальных парков ст. 6 ЗК РФ установлен прямой запрет на приватизацию земель. В отношении природных парков прямой запрет на приватизацию земель в  законе не прописан.  Особенностью правового режима природных парков является дифференцированный режим охраны, т.е. «на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов» (п.2 ст.21 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В заповедной зоне  могут быть установлены запреты на все виды хозяйственной деятельности, а в агрохозяйственной зоне возможно, например, огородничество или садоводство. Более того, в соответствии    с п. 8 ст. 95 ЗК РФ и п. 2 ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» «допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников».  Иными словами, нормы федеральных законов не предусматривают обязательного изъятия земель или прекращения прав на землю в случае   образования природного парка.

Правовой режим определенного природного парка должен определяться положением об этой территории, которое  не может противоречить нормам федерального законодательства. Таким образом, решение об организации природного парка «Москворецкий» не могло служить ни основанием для отказа в приватизации земель, ни поводом для прекращения прав на землю и сноса домов.

Так о каком «правовом нигилизме» граждан можно говорить, когда этот самый нигилизм, т.е. пренебрежительное отношение к норме закона, проявляется, в первую очередь,  со стороны властных структур?  Причем проявляется совершенно цинично. Не получилось с водоохранной зоной, так  организуем особо охраняемую природную территорию, а то коттеджей понастроили в черте города.   Правовой нигилизм исчезнет, когда закон будет един для всех – владельцев коттеджей, владельцев щитовых домиков, чиновников и властных структур.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru