Проблемы местного самоуправления
На главную страницу | Публикуемые статьи | Информация о журнале | Информация об институте | Контактная информация
все журналы по темам оглавление  № 29  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21


Триумф и трагедия Александра Ветчинина
1885? - 14.06.1909

Кирилец С.В., Мелентьев Ю.А.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Российский след в мировой автоистории

Княгиня Долгорукая С.А.

РЕКОРДСМЕН РОССИИ ВАСИЛИЙ СОЛДАТЁНКОВ

Пионер российского автомобилизма П.М. Пузанов


российское автомобильное общество - старая реклама

Александр Александрович Ветчинин  - известный петербургский автогонщик, участник многих верстовых гонок и автопробегов, член Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба (СПАК) и Российского  Автомобильного Общества (РАО). Ветчинин был одним из немногих русских гонщиков, принимавших участие в кольцевых гонках серии «Больший Приз» («Grand Prix»)  за границей, его выступление под псевдонимом «Сергей Дмитриевич» («Sergey Dimitriewich») в гонке на «Большой Приз Автомобильного Клуба Франции» было весьма успешно.

1908 год, 7 июля. Гонка на «Большой Приз» Автомобильного клуба Франции (GP de L’ACF), пожалуй, самая престижная гонка того времени в мире, была проведена по правилам новой «Формулы» на кольцевой трассе (протяжённость круга 76,98 км) близ Дьеппа («Circuit Dieppe»), в ней доминировали германские машины.  Победу одержал немецкий спортсмен Кристиан Лаутеншлягер  на автомобиле «Мерседес». («Mercedes», 4 цилиндра, 154,7 x 180 мм, 13 533 см?), преодолев дистанцию в 769,8 км за 6 часов 55 минут 43,4 секунды со средней скоростью 111,29 км/час. Второе и третье места заняли французы, фирменные гонщики команды «Бенц» - Виктор Эмери и Рене Анрио («Benz», 4 цилиндра, 154,9 х 165 мм, 12 443 см?). «Сергей Дмитриевич», лучший из гонщиков французской команды «Рено» («Renault», 4 цилиндра, 155 х 160 мм, 12 076 см?), впервые выступивший в гонках такого класса, занял почётное восьмое место, пройдя дистанцию за 7 часов 54 минуты. Этот результат был воспринят в автомобильных кругах Российской Империи как полный триумф.

российское автомобильное общество - старая реклама Гонщик на Рено Дьепп, 1908 год - старое фото
Sergey Dimitrievich sur «Renault», Dieppe 1908.

К тому времени А.А. Ветчинин был уже далеко не новичок в автомобильном спорте, в предыдущие годы он принимал участие во многих состязаниях в России, организованных РАО, СПАК и другими автомобильными клубами. 19 мая 1908 года на принадлежавшем ему 120-сильном гоночном автомобиле «Бразье», Ветчинин принял участие в международном пробеге Санкт-Петербург - Москва, но сошёл с дистанции по техническим причинам.

Гонщик Ветчинин на Рено, Дьепп, 1908 год - старое фото
Сергей Дмитриевич на «Рено», Дьепп 1908.

Основные события в спортивной карьере Ветчинина происходили на «Волхонке». 24 мая 1909 года на седьмой Верстовой гонке, организованной петербургским журналом «Автомобиль» совместно со СПАК,  на участке между 4-м и 5-м км Волхонского шоссе (считая от станции Александровская, 26 км от Петербурга) впервые в заездах разыгрывался «Кубок скорости», который присуждался гонщику, показавшему лучшее время с хода и с места.

Верстовая гонка на приз журнала Автомобиль 1909 год - старое фото

Кубок учредили два азартных автомобилиста, два Александра Александровича - Ветчинин и граф Мордвинов, они же и состязались за него. Скоростные заезды начали мотоциклисты, за ними стартовали легкие автомобили. Ажиотаж в гонках нарастал. Все ждали рекордных результатов от самых «сильных» машин первой категории и особенно от Александра Ветчинина на «Бразье» с мотором мощностью 120 л.с. Он шел по трассе очень быстро, и казалось, что победа за ним, но (как он потом говорил) «машина не шла, как надо», и ему, к огорчению, удалось показать высокий, но не лучший результат – 30,12 сек. (127,5 км/час). 

Верстовая гонка на приз журнала «Автомобиль». Волхонское шоссе. 24.05.1909. Старт А.А. Ветчинина на автомобиле «Brasier 120 CV».

Позже журнал «Автомобиль» в обозрении гонок торжественно рапортовал: «Проходя мимо зрителей на полной скорости, автомобили представляли собой красивое зрелище. Самым эффектным оказался Ветчинин, его легкая машина производила впечатление ядра, вылетевшего из пушки. Толпа в страхе разбегалась в стороны. В общем, зрелище было очень интересным и для многих невиданным».   

Автогонка на Волхонке, 1909 год - старое фото

Героем дня стал граф Александр Александрович Мордвинов, который на своем автомобиле «Опель» 120 л.с. прошел одну версту с хода за 29,12 секунд и установил новый рекорд России – 131,5 км/час. После небольшого перерыва начались заезды со стартом с места. И здесь у Александра Ветчинина  второе место - 51,0 сек. (75,3 км/час). А у Мордвинова, опять убедительная победа – 41,0 сек. (93,7 км/час). На этих гонках 24  мая 1909 года Александр Александрович Ветчинин довольствовался только памятным золотым жетоном.

Волхонка, 07.06.09. Для «избранной публики» на финише гонки установили скамьи и 200 венских стульев
Судьи на старте гонки, 1909 год - старое фото
Волхонка, 07.06.09. Судьи на старте - известные российские автомобилисты П.Н. Беляев (с транспорантом в руке) и А.П. Нагель (слева, рядом с Беляевым).

Менее месяца спустя,  14 июня 1909 года под Москвой перед началом Вестовых гонок, организованных Московским Клубом Автомобилистов (МКА) с Ветчининым  и его напарником шофером Герцем произошел первый в России несчастный случай, связанный с автомобильным спортом. Автомобиль Ветчинина «Бразье» 120 л.с. считался «самой быстроходной машиной в России». Незадолго до трагедии, словно предчувствуя свою гибель, Александр Александрович шутил: «Моя машина тем хороша, что если я на ней разобьюсь, то уж разом, по крайне мере, без мучений».

Гонщик Ветчинин за рулем автомобиля Бразье - старое фото

Несчастье случилось перед скоростными  заездами. Причина - не справился с управлением автомобиля при движении на большой скорости. Вот как описывают этот случай очевидцы: «Идя сильным ходом около 130 вёрст в час, пронёсся мимо ожидающих старта и не заметил лёгкого поворота на большой каменный мост. Ударился в первую каменную колонну моста, автомобиль переломился пополам и упал с 6 саженей (1 сажень = 2,133 м) в реку». Так оборвалась жизнь молодого талантливого спортсмена.

А.А. Ветчинин за рулем автомобиля «Бразье»,
Москва 1909 год
старая автомобильная реклама

А.А. Ветчинин стал первой жертвой автоспорта в России. Причем погиб он не на соревнованиях, а перед ними, желая блеснуть перед публикой лихой ездой. Он готовился к участию в Рижском пробеге, запланированном на 14-18 августа 1909 года и даже учредил вместе с графом Мордвиновым кубок для победителя в скоростных заездах, но судьба распорядилась иначе.                         

старая автомобильная реклама старая автомобильная реклама Иллюстрации из коллекций авторов
Гонка Гран-При, Дьепп, 1908 год - старое фото
Grand Prix de L’ACF, Dieppe 1908. L'Equipe «Renault».
N° 4  Ferenc Szisz,  N° 21 Gustave Caillois,  N° 37 Sergey Dimitriewich



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru