Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 24   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22


Цена на бензин

Ю. Банько («Нефтегазовая вертикаль»)


Цитируем «Известия»: «Цены на топливо вновь поползли вверх. Эксперты предполагали, а Росстат зафиксировал увеличение стоимости почти всех марок бензина на 0,4% всего за одну неделю августа. Это почти столько же, сколько за предыдущие полгода. Несмотря на предвыборный год и грозные заявления чиновников, не срабатывают и традиционные моратории на рост цен. «Совести нет!», — описывают ситуацию российские чиновники. Может, так оно и есть... Но нет ли резона эту нравственную категорию применить и к самим чиновникам? А у них эта самая совесть есть? «Путевые заметки» журналиста «Вертикали», отправившегося в отпуск по дорогам России, говорят, что этим недугом подвержены все те в государстве, кто «регулирует» сбыт нефтепродуктов. Регуляторов оказалось много, что, по прикидкам автора публикации, удорожает топливо минимум на 1,5-2 рубля.


Очень хочется надеяться, что мнение нашего сотрудника является субъективным, а всю вину за «топливные кризисы» следует взвалить исключительно на алчных «бензиновых королей»...

Обвинения автомобилистов в адрес владельцев автозаправочных станций по поводу того, что стоимость бензина и дизельного топлива уже превзошла ту, по которой заправляются в США, при несоизмеримых доходах россиян и американцев, и которая у нас продолжает расти, не беспочвенны. Себестоимость бензина складывается из многих составляющих. Здесь и стоимость исходного сырья, и затраты на его транспортировку и переработку, и расходы на доставку готового продукта на АЗС, плюс заработная плата персонала, налоговые отчисления, наконец, и о прибыли нужно подумать: ведь в ущерб себе работать никому не мечтается. Казалось бы, растет спрос - растут цены.

И всегда ли в цене топлива определяющую роль имеет алчность нефтяных магнатов? «Вертикаль» уже рассказывала о том, что свободный топливный рынок — едва ли не единственная отдушина ВИНК, где они хоть как-то могут наверстать изымаемые государство" «сверхдоходы» от экспорта сырья.

И пока чиновники удивляются, в конечную цену топлива, отпускаемого нам на АЗС, вплетаются те копейки и рубли, которые накручиваются многочисленными любителями «присосаться» к чужим деньгам из государственных структур. Это и МЧС, и пожарники, и экологи, и Центры стандартизации и метрологии, и многие другие контролирующие органы, которым владельцам АЗС приходится платить за надуманные услуги с плавным перетеканием этих затрат в отпускную цену бензина и дизельного топлива.

Давайте разберемся по существу, в чем состоит «неофициальная» причина роста стоимости бензина, можно ли обойтись без услуг «регуляторов» или хотя бы к минимуму свести их вмешательство в топливный бизнес? Не привела бы такая минимизация, в конечном итоге, к реальному снижению отпускных цен на топливо рубля на полтора-два? А то, глядишь, и больше.

Лицензии Минпромэнерго маловато будет...

Безусловно, определяющую роль в конечной стоимости бензина и дизельного топлива играет растущая отпускная цена на нефтепродукты с нефтеперерабатывающих заводов. Это связано с ростом издержек при добыче нефти, налоговым бременем, увеличением затрат на переработку, транспортировку, зарплаты. Но для тех же американцев доставка нефти морем с Ближнего Востока, Африки и Южной Америки обходится не дешевле. Почему же у нас, в нефтеизбыточной стране, автомобильное топливо дороже?

цена коррупции

Одна из не дискутируемых причин — поборы с владельцев АЗС, осуществляемые государственными структурами под видом обязательных к выполнению мероприятий.

Ну, какое отношение может иметь МЧС к работе автозаправочных станций? Ведь десятилетия они обходились без этой структуры, и ничего, работали. Но «данью» в виде лицензии «Чрезвычайки» по «Эксплуатации пожароопасных производственных объектов» автозаправочные станции и нефтяные компании, ими владеющие, она обложила.

Может, кто-то слышал о чрезвычайных ситуациях, частых пожарах на АЗС и умелых действиях этой разросшейся до неимоверных размеров структуры по ликвидации их последствий? Что-то трудно припомнить. Допотопные бензоколонки, которыми мы пользовались еще не так давно, сменились современными автозаправочными комплексами, на которых выполнены все мыслимые меры по обеспечению безопасности. Владельцы сами заинтересованы в сохранении многомиллионной собственности и вряд ли нуждаются в том, чтобы кто-то за лихие деньги составлял им планы ПЛАРМ (план ликвидации аварийных разливов нефти и топлива) и ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций).

Нефтяные компании, владеющие АЗС, имеют специалистов, способных разработать такие планы. Но МЧС требует, чтобы, скажем, на Северо-Западе России эту задачу выполняло Санкт-Петербургское ООО ИКЦ «Промтехбезопасность». Во что это обходится владельцам АЗС? С одной заправки - 250 тыс. рублей за разработку ПЛАРМ, плюс еще от 80 тыс. рублей «за экспертизу», причем сами же владельцы автозаправок представляют разработчикам планов всю необходимую документацию. ПЛАС тянет на 150 тыс. рублей, плюс от 80 тыс. рублей все за ту же экспертизу.

Казалось бы, владельцы АЗС, разворачивая свой бизнес, получают у государства в лице Минпромэнерго РФ лицензию на осуществление «Деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки». Уже из самого названия лицензии понятно, что речь идет о пожаро- и взрывоопасных веществах, что к участию в этом бизнесе допускается компания, обязанная и способная неукоснительно соблюдать все требования по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования и продукции. Если государственный орган в лице министерства дал разрешение, то почему еще и другие структуры могут вмешиваться в этот процесс?

Лицензии + ...

Помимо этой главной лицензии, нужны: лицензия МЧС, лицензия Федеральной службы по технологическому надзору, разрешающая деятельность по «Эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», как будто в первой министерской лицензии не говорится о взрывоопасных веществах, «способных образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом».

Современная АЗС — это место, где можно не только заправиться топливом, но и приобрести некоторые запасные части, сопутствующие товары, продукты питания, перекусить. Эти блага для водителей не могут не восприниматься с одобрением. Но, оказывается, владельцу АЗС, чтобы открыть в помещении «заправки» кафе и магазинчик, надо получить лицензию на право торговли сопутствующими товарами, к которой необходимы разрешения санэпидемстанции, санэпидемнадзора, структуры, занимающейся проблемами охраны труда. Смешно, но мы, автомобилисты, ведь часто видим, как на трассах торгуют топливом с бензовозов, а с лотков - продуктами питания. И никто от них не требует лицензий. Парадокс — хочешь торговать по-честному, тебя обложат такими жесткими требованиями и поборами, что впору переходить к серому бизнесу.

Министерства и ведомства предпочитают по отдельности писать инструкции о том, что нефть, газ и продукты их переработки элементарно горят. И один госорган, выдавший лицензию, не указ другому, у каждого из них должна быть уверенность в том, что владелец АЗС обеспечит противопожарную безопасность. По логике чиновников, так и должно быть, хотя в здравый смысл это и не вписывается.

Оказывается, на каждой АЗС необходимо иметь еще и лицензию по «Эксплуатации пожароопасных производственных объектов». Вообще-то, на такие «пожароопасные» и «взрывоопасные» объекты, оказывается, не следует допускать посторонних людей. А ведь на АЗС за сутки заправляют свои машины сотни тысяч автовладельцев. Зачем же тогда нужны такие лицензии?

Каждая АЗС, будучи заинтересованной в обеспечении своей безопасности, заключает с пожнадзором договоры по противопожарной охране своего объекта, устанавливая средства пожаротушения, датчики, средства сигнализации и т.д. и т.п. А за уплаченные по договору деньги пожарные еще и штрафуют своих подзащитных: было бы желание, виновный найдется.

... + иной государственный рэкет

Проехав летом по дорогам 17 областей России, почти на всех АЗС видел сотрудников собственной охраны АЗС. Но ведь и милиция требует заключать договоры на охрану с установкой «тревожных кнопок». Естественно, не бесплатно.

С каждой заправки взимается плата за вредные выбросы в атмосферу. Все правильно. Но экологи требуют составить план по ПДК (предотвращению выбросов предельно допустимой концентрации вредных газов). Могут владельцы АЗС, среди которых крупнейшие нефтегазовые компании, в составе персонала которых консультантами и специалистами трудятся профессионалы, кандидаты и доктора наук, составить подобный план? Безусловно. Но государство требует, чтобы этим занимались областные Комитеты по экологии, в которых «доктора», за исключением, похоже, «хирургов», не трудятся. План не бесплатный. Тянет на 15 тыс. рублей.

Странную роль выполняет еще одна государственная структура - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ). Кто-либо видел, чтобы конфеты, выпущенные кондитерской фабрикой «Большевичка», имеющие сертификат качества, при поступлении в магазин проходили повторную сертификацию? Я нет. Как и по другим товарам. Но вот в отношении бензина и дизельного топлива ситуация иная. С НПЗ на склады компании поступает топливо, которое будет реализовываться через сеть АЗС. С сертификатом. Но как только топливо поступает, оно подлежит опять сертификации. Услуга ЦСМ обходится в 15 тыс. рублей за каждый вид топлива. А ведь еще проверяются и калибруют бензоколонки, автобензоцистерны. И за все плати, плати, плати...

Калибровка бензоколонок — отдельный разговор. ЦСМ калибрует бензоколонку раз в год и пломбирует ее. Но меняется погода, изнашиваются механизмы, и персонал АЗС должен проверять специальным мерником правильность отпуска бензина. Ведь может быть перерасход. Если есть сбой, приходится вскрывать бензоколонку и настраивать ее. А раз вскрыл — плати опять за калибровку.

800 рублей вроде и сумма небольшая, но настраивать колонку ежегодно приходится не раз и не два. А ведь чего проще тому же ЦСМ просто внезапно проверять правильность отпуска бензина, предоставив право владельцу АЗС самому пломбировать бензоколонку. Вскрылось нарушение — пусть отвечает по полной программе.

Цена коррупции

По приблизительным оценкам, все эти узаконенные поборы выливаются для средней АЗС в сумму около миллиона рублей в год. Не стоит долго размышлять, на какую «статью» отнесут эти расходы владельцы АЗС. Кто из своего кармана будет платить за перечисленные услуги? Правильно, автомобилисты. Вон сколько их развелось.

узаконенные поборы

А ведь чего проще: есть главная лицензия Минпромэнерго, она и должна служить единственным основанием для деятельности АЗС. А к этой лицензии разработать перечень регламентирующих документов, которым должны следовать владельцы АЗС. И пусть контрольный орган, вряд ли их должно быть с десяток, проверяет исполнение. Бесплатно, предотвращая пожары, катаклизмы, вредные выбросы в атмосферу, неправильный отпуск топлива с бензоколонки, для чего и были созданы и за что получают зарплату.

Выявили нарушителя - накажите рублем или в особых случаях привлекайте к судебной ответственности. Ведь наличие плана, каким бы хорошим он ни был, не исключает мошенничества, загрязнения окружающей среды, вероятности пожара или взрыва. Это просто способ отъема денег государственными структурами у АЗС, которые, в свою очередь, компенсируют свои убытки за счет автомобилистов. Ведь если бы не эти узаконенные поборы, то цена бензина на АЗС была бы дешевле на полтора-два рубля, как минимум.

А сколько времени тратится на всю эту бумажную волокиту? Да и вообще, почему, платя налоги государству, владельцы АЗС должны платить еще кому-то мзду за надуманные услуги? Тогда и с взятками и коррупцией проблема решаться будет проще: не пойдешь же в прокуратуру с заявлением о вымогательстве десятков чиновников, представляющих государство? Себе дороже!





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru