Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 24   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22


Как лучше использовать резервные деньги России

В.Я. Возняк


В советское время мы часто использовали для сравнения своего развития народнохозяйственные показатели 1913 года (лучшего предвоенного года развития царской России). Считалось, что уровня экономического развития царской России 1913 года Советский Союз достиг к 1936 году, или за 18 лет советской власти. Нужно учесть, что в этот период были годы войны, иностранной интервенции, гражданской войны, полнейшей разрухи народного хозяйства, гибели населения, военного коммунизма - их необходимо вычесть из периода созидательного развития - и отчет следовало бы вести где-то с 1922 года. Тогда остается 14 лет на восстановление отдельных разрушенных производств царской экономики и построения социалистической экономики, хотя многие экономисты считают, что официально заявленные руководством СССР достижения 1936 года были, мягко говоря, завышены.

резервные деньги России

Как же обстоят дела в настоящее время, с победой нового общественного строя? Считается, что Россия в текущем году вышла на основные экономические показатели 1990 года, то есть, если считать новый отчет с 1992 года (так как 1991 год был годом полного безвластия, и ни о каком развитии в этот период речь не идет), то получается, что на становление нынешней экономики, уже капиталистической, ушло 15 лет. Таким образом, примерно данный период соответствует продолжительности зарождения и прохождения первого этапа социализма в СССР, хотя с учетом мирного перехода власти и отсутствия гражданской войны в конце двадцатого века данный период должен бы быть значительно короче.

экономическое развитие

Основное наше развитие началось уже после 2000 года и во многом связывается, в настоящее время, с правлением президента В.В. Путина. Сейчас перед Россией стоят задачи созидательного развития, обеспечения высоких темпов экономического роста страны и достижение социального благополучия граждан. Для решения этих задач имеются объективные предпосылки, на одной из них мы и остановимся в данной статье.

Любое экономическое и социальное развитие, будь-то страны, отрасли, региона или семьи основывается на той объективной посылке, что часть заработанного необходимо откладывать на «черный день» и свое дальнейшее развитие. В противном случае будет самоедство, топтание на месте и, в конечном счете, даже уменьшение того, что было, из-за старения, ветхости имущества, отставания в научно-техническом развитии, как основы любого развития.

Важным фактором развития страны является создание и наращивание финансовых ресурсов страны, а также их правильное использование. Как же у нас обстоят дела с этим вопросом? Нужно сразу отметить, что ряд обстоятельств способствовали тому, что накопление таких ресурсов проходило в последние годы прямо таки стремительными темпами, и здесь мы достигли больших успехов.

Теперь рассмотрим более подробно, как Россия наращивала свои финансовые резервы. Нужно отметить, что почти 2/3 в экспорте страны занимает экспорт нефти и газа (включая продукты переработки нефти).

До повышения цен на нефть и газ в 1998-1999 годах объем экспорта составлял около 75 млрд. долларов, затем при первом повышении цен в 2000 году (начало правления президента В.В. Путина) он сразу вырос на 40% и в 2000-2002 годах составлял около 105 млрд. долларов в год. Затем с 2003 года началось ежегодное и значительное повышение экспортных цен, и соответственно объем экспорта подскочил в 2003 году до 136, в 2004 году-до 305 млрд. долларов. Таким образом, за 7 лет объем экспорта увеличился в 4 раза, а приток валюты в страну на 230 млрд. долларов в год.

При этом экспорт почти вдвое превышал импорт, и положительное сальдо внешней торговли с 2005 года значительно превысило 100 млрд. долларов. Такой приток валюты вызвал огромный рост резервных валютных фондов, находящихся в распоряжении Центробанка (золотовалютные резервы) и Правительства (стабилизационный фонд и профицит бюджета), суммарный размер которых недавно превысил 500 млрд. долларов (более половины валового продукта страны). По этому показателю Россия вышла на третье место в мире после Китая и Японии.

финансовые резервы

Кроме того, многократно вырос объем федерального бюджета, куда поступает подавляющая часть валютных налогов, прежде всего, налог на экспорт. Объем федерального бюджета с 18 млрд. долларов в 1998-1999 годах вырос до 240 млрд. долларов в 2006 году, то есть увеличился за семь лет в 13 раз.

Таким образом, можно отметить, что стране очень повезло в результате сложившейся после 2000 года конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей, и она получила большой шанс сделать « прорыв» в свом социально-экономическом развитии.

И многое сделано за последние 7 лет, решение наболевших экономических и социальных проблем не только было сдвинуто с «мертвой» точки, но и по некоторым направлениям удалось существенно продвинуться вперед (например, реализация 4-х национальных проектов, в том числе в области образования).

Но подавляющая часть выгод от использования нефтегазовых ресурсов пошла либо на формирование чрезмерных неработающих резервов государства, к тому же ежегодно обесценивающихся из-за повышенной инфляции и увеличение курса рубля по отношению к другим валютам, либо на проедание средств по линии бюджета.

Эти средства не пошли сколь-нибудь заметной долей на обновление безнадежно устаревших основных фондов, не сформирована рыночная инфраструктура инвестиций - фонды «длинных денег», не создан рынок капитала, обеспечивающий прилив огромных средств из традиционных отраслей в новую экономику, тем самым мы не вложили средства в свое будущее.

По адресу экономического развития России раздается много критических замечаний как внутри страны, так и за рубежом.

резервы России

Так в конце октября этого года в комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса США прошли слушания «Россия накануне национальных выборов». На нем отмечалось, что Россия практически упустила «шанс для прорыва в будущее после тысячелетнего отсутствия демократии». Некоторые выступления, как например, заместителя главы комитета по иностранным делам конгресса Илеаны Роз-Летинен, носили прямые нападки на руководство нашей страны. Она отметила, что в России проводят «своего рода реприватизацию, передавшую богатства в руки руководства Российской Федерации...».

В Европе также не приветствуют некоторые действия нашей страны по отношению к Евросоюзу. В обнародованном 7 ноября с.г. докладе Европейского совета по международным отношениям рекомендуется Европейскому союзу выработать единую для 27 стран-членов стратегию в отношениях с Россией. В докладе подчеркивается, что из года в год действия Москвы становятся все более агрессивными и опасными для Евроблока. ЕС же, по мнению авторов доклада, способен «усмирить» РФ, так как обладает более мощным экономическим и военным потенциалом. Стратегия 1990-х годов в отношении РФ оказалась провальной и устарела. Тогда Европа оказывала Москве экономическую помощь, продвигая демократию и западные ценности. Теперь же, по мнению авторов, в РФ «установился тоталитаризм под прикрытием суверенной демократии». В докладе приведены предложения: восемь приемов «жесткого влияния» на РФ Европы, в их числе эмбарго на ввоз продуктов питания.

Общемировые валютные резервы, по данным Международного валютного фонда, составляют в настоящее время 4,7 трлн. долларов, из них в национальных центральных банках азиатских стран накоплено более 3,0 трлн. долларов.

валютные резервы

При этом официальные валютные резервы многих стран уже превысили оптимальный уровень, необходимый для выполнения Центробанками их основной функции - поддержание национальной валюты с помощью инвестиций в ситуации экономической нестабильности.

В настоящее время основная доля российских золотовалютных резервов вложена в государственные облигации благонадежных стран, в первую очередь такой страной является США. А действительно ли можно считать США вполне благонадежной страной в этом отношении?

Стоит вопрос и так: зачем нам продолжать скупать доллары, тем самым финансировать экономику США, когда у нас имеются собственные серьезные задачи по развитию экономики и социальной сферы, на которую требуются крупные финансовые вложения?

Доллар США 7 ноября сего года снизился до исторических минимумов на уровень 1,47 за евро и 2,10 за фунт стерлингов на фоне ожиданий дальнейшего сокращения процентных ставок в США. По мнению многих экономистов, в том числе и американцев, экономика США находится в «плачевном состоянии». Очередному падению цен американской валюты способствовали резкие заявления китайских финансовых регуляторов о необходимости диверсификации государственных золотовалютных резервов (ЗВР).

Заместитель директора Народного банка Китая (Центробанка) Сюй Цзянь заявил, что «доллар теряет статус мировой валюты». Китай начал снижать долларовую составляющую своих крупнейших в мире ЗВР, эквивалентных 1,43 трлн. долларов. С апреля по август 2007 года Пекин продал 5% имеющихся у него государственных казначейских облигаций США, снизив их общий объем до рекордно низких 400 млрд. долларов.

Примеру Китая следуют Япония, Тайвань и другие страны. Для Вашингтона термин новая «китайская угроза» становится вполне уместен: диверсификация ЗВР Пекина может подорвать позиции не только доллара, но и всей экономики США (по данным 'зарубежных средств массовой информации Китай хранит в американской валюте от 65 до 75% своих валютных резервов (от 900 млрд. до 1 трлн. долларов)).

В настоящее время большинство крупных стран, их правительства и Центральные банки задумываются, как использовать ЗВР и другие накопления с большей эффективностью, чем сейчас. Некоторые страны полагают возможным перевести накопления в специальные фонды с тем, чтобы инвестировать их в недвижимость и акции, или другие инструменты с высокой доходностью.

Многие экономисты в нашей стране и зарубежном все больше склоняются к мнению, что золотовалютные резервы целесообразно эффективно разделить на фонд будущих накоплений «инвестиционный» и каждой стране разработать стратегию и правила инвестирования таких средств.

Можно привести в пример одно из последних мероприятий по обсуждению проблемы повышения эффективности использования резервных фондов России. 15 ноября с.г. Бюджетный Комитет Совета Федерации провел круглый стол на тему: «Вопросы эффективного управления средствами Резервного фонда (РЗФ) и Фонда национального благосостояния (ФНБ)». Газета «Коммерсантъ» в статье «Андрей Вавилов вышел на Стабфонд» от 16 ноября с.г. комментирует работу данного круглого стола и представляет читателям отклики на это мероприятие. Так, известный экономист А. Илларионов прокомментировал инициативы круглого стола однозначно: «Своруют!» и сослался на статью New York Times от 23 сентября с.г., где идеология группы господина Вавилова характеризовалась как «приватизация Стабфонда», имея в виду, что господин Вавилов лоббирует размещение Стабфонда через собственные структуры (фонд на Багамах).

Но выход на финансовый рынок инвесторов с огромными ресурсами увеличивает риск возникновения новых пузырей. Это опасно, видимо так рисковать не стоит. Тогда что?

В отдельных странах мира получают развитие фонды национального богатства. В Норвегии в 1990 году учрежден Государственный нефтяной фонд, в который стекаются нефтедоллары и часть резервов национального ЦБ. первую прибыль он начал приносить в 1996 году, и в настоящее время объем его средств превышает 323млрд долларов - это крупнейший в Европе государственный фонд.

В расчете на одного норвежца получается более 60 тыс. долларов. У российского Стабилизационного фонда подушевой показатель - менее 1 тыс. долларов.

Вернемся к источникам нашего государственного богатства и зададимся вопросом: «Что дает обществу освоение и использование минерально-сырьевых ресурсов?». В мире за последние 20-30 лет разработаны и успешно реализованы подходы к интеграции задач освоения минерально-сырьевой базы с решением широкого круга социально-экономических задач.

А как в России? Да можно сказать, что такой связи и не прослеживается. Полученные от ТЭКа деньги распределяются через бюджет на различные направления развития и просто «проедаются».

В то же время следует отметить, что в нефтегазовой сфере в настоящее время далеко не все обстоит благополучно и можно сказать, что обстановка ухудшается сегодня и реальные перспективы не очень впечатляют.

Нефтяная промышленность вышла в положение хронического отставания, добыча нефти уменьшается примерно на 1,5% в год. В текущем году со снижением с начала года идет и добыча газа. Новые проекты реализуются медленно, нахватает инвестиционных средств, нужно думать, а чем заполнять строящийся крупный нефтепровод в Восточной Сибири на Дальний Восток и в Китай, крупный газопровод через Алтайский край в Китай?

В то же время, потенциальные ресурсы нашей страны по нефти и газу огромны. Россия занимает одно из ведущих мест в структуре мировой нефтегазовой системы, имея до 12% мировых запасов нефти и до 30% газа. Ее суммарный углеводородный потенциал составляет более 343 млрд. тонн условного топлива, в то числе более 90 млрд. тонн условных запасов, около 221 млрд.тонн ресурсов и более 32 млрд.тонн накопленной добычи.

Имеются заказчики на эти ресурсы. Мировой спрос на энергоносители к 2030 году вырастет на 60% в сравнении с данным показателем 2000 года при прогнозируемом увеличении численности населения Земли с 6 млрд. до 8 млрд. человек.

Добыча нефти к 2030 составит в мире 320 млрд. баррелей в сутки. Потребуется вложения в 20 трлн. долларов. Ежегодно употребление нефти в мире будет увеличиваться на 1,4%, газа - на 1,7%, угля - на 1,6%.

Поэтому представляется целесообразным часть резервных средств страны перевести из денежной формы в материальную, то есть вложить их в те объекты и структуры, которые формируют будущее. Механизм подхода к инвестированию в развитие нефтегазового комплекса необходимо проработать с таким расчетом, чтобы «резервные» деньги не смешивались с бюджетными средствами и другими имеющимися ресурсами в стране.

Главная опасность - дополнительная инфляция в стране из-за вбрасывания в экономику и социальную сферу «лишних» денег. Как этого избежать или, в крайнем случае, свести неблагоприятные последствия к минимуму? Здесь нужно говорить, в первую очередь, об инвестировании «длинных» денег, то есть вкладывать средства в такие инвестиционные проекты, которые как бы замораживают их на длительные сроки, изымают из народнохозяйственного оборота и, таким образом, не разгоняют инфляцию.

Вложение средств в развитие нефтяной и газовой промышленности предопределяет использование долгосрочных инвестиций, то есть тех самых «длинных» денег. От начала работы по освоению новых нефтегазовых месторождений до получения из них продукции проходит 7-8 лет на наземных месторождениях и 10-12 лет на шельфе.

Кроме того, крупные средства потребуется вложить в инфраструктуру новых районов освоения нефтегазовых ресурсов. Это транспортное развитие таких регионов: железные и автомобильные дороги, аэродромы, причалы, электрические мощности и линии электропередачи, социальная инфраструктура - города, поселки, вахтовые поселки для привлечения и закрепления кадров.

Нефтяная и газовая индустрии - капиталоемкие и материалоемкие отрасли. Нужно дорогостоящее оборудование, строительная техника, специальные транспортные средства, платформы для бурения скважин и эксплуатации промыслов на шельфах, трубопроводы и т.п.

Конечно, самым простым для связывания инвестиционных денег, учитывая необходимость сдерживания инфляции, было бы потратить их на закупку всего необходимого для освоения нефтегазовых ресурсов за рубежом. В том числе на: новейшее буровое оборудование, оборудование для промыслов, компрессорных и насосных станций, буровые платформы, трубы с высокими механическими характеристиками для сооружения подводных трубопроводов, коммуникаций на вечной мерзлоте и на повышенное, по сравнению с традиционным, давление в трубопроводах. Но нужно развивать и собственную машиностроительную и трубную промышленность. Поэтому здесь потребуется провести необходимые инфляционные расчеты и определить пропорции вложения средств в собственное машиностроение и другие отрасли, работающие на нефтегазовую сферу, и проведение закупок за рубежом.

Центробанк и Минфин, в ответ на критику в их адрес о замораживании средств и неправильном использовании имеющихся ресурсов ссылаются на законы, которыми и определяется, как хранить и использовать такие средства.

Но ведь не все понимают, что в последние годы в России исполнительная и законодательная власти практически срослись, причем исполнительная власть диктует парламенту свои проекты законов, а те, как правило, все это спокойно и аккуратно принимают. Оппозиции не видно и не слышно, а если нужно что-то принять быстро, по указанию президента страны, то работают депутаты быстро, невзирая на каникулы и выходные. Так что, если будет политическая воля президента и правительства, по принятию какого-либо экономического решения то любые законы будут изменены в нужные сроки.

Следует также обратить внимание на реализацию бюджетных планов и статей в России, так как осуществляются они не очень последовательно и строго. Счетная палата выявила недостатки исполнений федерального бюджета в 2006 году. Недопоступление отдельных налоговых и неналоговых доходов, по сравнению с законодательно утвержденными показателями, по данным палаты, составило 61,5млрд. рублей. Недовыполнение расходов федерального бюджета составило 159 млрд. рублей.

Мне пришлось в 90-х прошлого столетия работать с Министерством энергетики США по вопросам реализации совместного российско-американского соглашения в области изучения радиационных воздействий... Мои американские коллеги неоднократно подчеркивали, насколько важно было строго выдерживать утвержденные конгрессом США показатели расходования бюджетных средств не только расходов и доходов в целом, по отдельному министерству или ведомству, но и строгого соответствия плановых и фактических показателей по каждой утвержденной статье бюджета.

Может возникнуть вопрос, а что, кроме нефтегазового комплекса, у нас в стране нет других сфер и направлений вложения капитала, с расчетом на устойчивое развитие в будущем и, тем самым, создание определенного «фонда будущих поколений»? По нашему мнению, резервные источники не стоит распылять по многим направлениям экономического и социального развития страны, для этого существуют традиционные бюджетные средства.

Кроме нефтегазового комплекса, как «кормильца» страны и доминанты ее экономического и политического влияния на международной арене, в настоящее время и на обозримую перспективу следовало бы из централизованных резервных источников направить определенные средства на образование – как основу развития интеллектуального потенциала страны, и сельское хозяйство – как главную составляющую обеспечения безопасности страны – полное удовлетворение населения отечественными продуктами питания.

Российское правительство уже начало залезать в Стабилизационный фонд. По словам вице-премьера и министра финансов А. Кудрина, на так называемые «институты развития» в 2008 году будет направлено 640 млрд. руб.: 300 – из Стабфонда и 300 – из дополнительных доходов бюджета. К таким институтам Кудрин относит: Банк развития – на его капитализацию будет дано 180 млрд. руб.; корпорацию по управлению ЖКХ – Фонд содействия реформе ЖКХ, 240 млрд. руб.; корпорацию по нанотехнологиям – 130 млрд. руб.; Инвестфонд – 90 млрд. руб.

У российского гражданина возникает вопрос, в чью пользу будут потрачены народные деньги, отданные в управление корпораций? Однозначного ответа никто не дает, но, во всяком случае, трудно в этих тратах найти рациональное зерно прекрасного будущего, стабилизации и процветания народа и страны. Скорее всего, их «перетрет» государственная машина чиновничьего аппарата.





Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru