Проблемы местного самоуправления
все журналы по темам оглавление  № 24   1   2   3   4   5   6   7   8   9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22


Роль налогов в бюджетной политике РФ в 2007 году

А. Т. Понарина


Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
А.С. Пушкин


Прошло немало времени с момента написания этих строк. Но и в настоящее время многие могут позавидовать Евгению Онегину, который имел достаточно хорошее экономическое образование для того, чтобы объяснить, «как государство богатеет».

Государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяются от четверти до половины валового продукта нации. Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Доходы федерального бюджета по итогам прошлого года сложились в размере 6278,9 млрд. руб., что составляет 23,5 процентов от ВВП (валового внутреннего продукта). Это на 0,02 процентных пункта ниже уровня 2005 года, что всё же позволяет говорить о постепенном сокращении доли средств, распределяемых через государственные институты.

Наибольшую долю в фактическом объеме доходов, как и в предыдущие годы, составили налоговые поступления (13,4 процентов ВВП), объем которых достиг 3595,7 млрд. руб. Среди них лидировал налог на добавленную стоимость (НДС), размер которого равнялся 1510,9 млрд. руб., или 42 процента от общего объема налоговых доходов. Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами составили 1094,3 млрд. руб., или 31,1 процента от общей суммы фискальных сборов. Налог на прибыль организаций составил 502,3 млрд. руб., или 14,2 процента.

Неналоговые доходы пополнили федеральный бюджет на 2648,3 млрд. руб. Расходы федерального бюджета (с учетом средств единого социального налога - ЕСН, передаваемых Пенсионному фонду РФ) были значительно меньше - 4431,1 млрд. руб., или 16 процентов от ВВП. Объем непроцентных расходов в 2006 году вышел на уровень 15,3 процентов от ВВП и составил 4112 млрд. руб. Процентные расходы за прошлый год составили 172,8 млрд. руб., что обусловлено благоприятной конъюнктурой внутреннего финансового рынка и более высоким курсом рубля по отношению к доллару.

Консолидированный бюджет России по итогам минувшего года сложился по доходам в размере 10625,8 млрд. руб. или 39,7 процента к ВВП, а по расходам - в размере 8375,2 млрд. руб., или 31,3 процента к ВВП.

Его профицит составил 1994,1 млрд. руб.; наибольшую лепту в него внес федеральный бюджет - 1612,6 млрд. руб.

Стабилизационный фонд вырос до 2346,9 млрд. руб., что составляет 8,7 процента к объему ВВП прошлого года.

Федеральный бюджет 2007 года ориентирован прежде всего на повышение уровня и качества жизни населения, на высокие темпы экономического роста. Вполне понятно, что решение этих стратегических задач немыслимо без финансовой стабильности, то есть поддержания низкой инфляции и стабильности национальной валюты, а также без дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, устранения излишних административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности, обеспечения экономической свободы и условия равной конкуренции для представителей всех форм собственности.

С учетом прогноза на следующий год рост ВВП составит 28,9 процента за последние четыре года, в том числе в 2007 году - 6 процентов, а в среднем за четырехлетие ежегодный экономический рост составит 6,5 процента.

Еще в 2003 году объем инвестиций в основные фонды был всего 2186 млрд. руб., а уже в 2007 году он планируется в размере 4320 млрд. руб., то есть увеличится в два раза. По словам министра финансов РФ А.Л.Кудрина, сегодня наша задача заключается в том, чтобы вся экономика, все отрасли могли перенастраиваться в рамках действующего современного рыночного механизма на работу по самым высоким стандартам. Увеличением только бюджетных расходов на эти цели экономику не поднять. Локомотивом развития российской экономики должны стать частные инвестиции. В 2000 году из страны «убежало» 25 млрд. долл. В 2005 году впервые сальдо притока капитала в Россию составило около 1 млрд. долл., а за 1 полугодие 2006 года оно возросло до 11,4 млрд. долл., что свидетельствует о повышении доверия иностранных инвесторов к российской экономике.

Число федеральных целевых программ, реализуемых в 2007 году, сократилось с 51 до 46, зато их финансирование увеличилось с 405,1 млрд. руб. до 509,5 млрд. руб. При этом чуть-чуть - на 0,1% - вырос удельный вес затрат на реализацию программ в общих расходах федерального бюджета, и теперь он составляет 9,3%.

По 18 целевым программам финансирование даже не началось, хотя в бюджете 2007 года на них средства предусмотрены.

Экономика России, преодолев последствия кризиса 1998 года, в настоящее время достигла определенной стабильности и в последние годы демонстрирует неплохие показатели. Так, темпы экономического роста (роста ВВП) в 2004 г. составили 7,2%, в 2005 г. - 6,4%, в 2006 г. - 6,7%. Инфляция снизилась с 10,9 % в 2005 г. до 9,0 % в 2006 г. В этом году экономический рост ожидается на уровне 6,4 %, а инфляция - на уровне 8,1%, что подтверждает благоприятные тенденции последних лет в экономике.

Активы банковского сектора в 2006 г. увеличились на 44,1% (в относительном выражении с 45,1 до 52,8% ВВП), капитал - на 36,3% (с 5,7 до 6,4% ВВП). В I квартале 2007 г. активы увеличились на 11,1%, а капитал на 19,3%. Важным фактором впечатляющего роста капитала банковского сектора стали успешные IPO российских банков. Высокие мировые цены на нефть, металлы и другие природные ресурсы продолжают обеспечивать России благоприятные условия для экономического развития.

Тем не менее, Россия остро нуждается в инвестициях, жизненно необходимых для структурных реформ в экономике, так как только в этом случае экономический рост будет носить устойчивый характер. Следует учитывать, что степень изношенности основных фондов в промышленности, на транспорте, а также в отраслях, обеспечивающих социальную инфраструктуру, достигает 70-80%.

Возможности банковского сектора в удовлетворении потребностей российской экономики в инвестициях в настоящее время, к сожалению, невелики. И хотя удельный вес банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал предприятий в последние годы увеличивался, его уровень вряд ли можно назвать высоким (в 2005 г. -8,3%). Нельзя забывать о том, что инвестиционные возможности коммерческих банков существенно ограничены наметившейся тенденцией отставания капитализации банковского сектора от роста объема его операций, что ведет к снижению достаточности капитала банков.

Вместе с тем нельзя не отметить и ряд положительных тенденций в инвестиционной сфере. Прежде всего, экономика России становится все более привлекательной для иностранных инвестиций, о чем свидетельствует их рост в последние годы. В 2004 г. они увеличились на 36,4%, в том числе прямые инвестиции - на 38,9%, в 2005 г. - на 32,4 и 38,8% соответственно. В 2006 г. сумма иностранных инвестиций составила 55,1 млрд. долл., что на 2,7% больше, чем в 2005 г. При этом прямые иностранные инвестиции в 2006 г. выросли на 4,6%, в том числе кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий, - на 80%, портфельные инвестиции увеличились в 7 раз, в том числе вложения в акции и паи - в 8,8 раза. На конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составлял 142,9 млрд. долл., что на 27,8% больше, чем в 2005 г. В I квартале 2007 г. в экономику России поступило 24,6 млрд. долл. Иностранных инвестиций, что в 2,8 раза больше, чем за аналогичный период 2006 года.

Инвестиционная привлекательность России нашла свое отражение и в том, что ведущими международными рейтинговыми агентствами ей был присвоен инвестиционный рейтинг, а также в повышении «грейда» России по операциям с поддержкой агентств экспортного финансирования и страхования.

Среди факторов, обеспечивающих основу для благоприятного инвестиционного климата в нашей стране, можно отметить стратегический курс на развитие рыночных отношений, построение открытой экономики и вступление России в ВТО, достижения в области макроэкономики, последовательную либерализацию валютного регулирования, динамичное развитие банковского сектора, начавшееся формирование правовой и институциональной базы инвестиционной деятельности.

Изменения к лучшему также связаны и с долговой политикой. В 2004 году государственный долг составлял 4190 млрд. руб. К концу 2007 г. долг составит 26.96 млрд. долл., то есть сократится в 1,6 раза. Защитой от инфляции и излишнего укрепления рубля служит Стабилизационный фонд. Он забирает лишние для экономики деньги и сдерживает укрепление рубля, поддерживая тем самым конкурентоспособность нашей промышленности.

Для наиболее рационального сбережения Стабилизационный фонд разделен на две части: резервный фонд и фонд будущих поколений. Предполагается, что резервная часть составит от 7 до 10 процентов ВВП. Всё, что будет накапливаться сверх этого, пойдет в фонд будущих поколений.

В 2007 г. будет улучшено налоговое администрирование, что позволит упрощенно возмещать НДС по экспорту. При переходе на автоматический режим возмещения НДС по экспорту 140 млрд. руб. будет оставлено в оборотных средствах экспортных предприятий. Кроме того, в самом бюджете расходы на общие меры по поддержке российского экспорта заложены в размере 3,9 млрд. долл.

Кроме возмещения НДС по экспорту, уже с 2006 г. применяется возмещение НДС по капитальным вложениям. Принято также решение по налогу на прибыль организаций в части налоговой базы, по убыткам в отношении НИОКР. Введены новые вычеты по ЕСН: семьям, расходующим средства на обучение, на здравоохранение, вычеты увеличены до 50 тыс. руб. Все эти меры, включая и меры по снижению НДПИ для нефтяных компаний с высоко-выработанными ресурсами, суммарно в 2007 году оставят в экономике 170 млрд. руб.

При расчете доходов бюджетной системы РФ на 2007 год учтены следующие изменения налогового законодательства:


  • переход для экспортеров от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного ими по материальным ресурсам;
  • уменьшение налогоплательщиками в полном объеме налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предшествующие годы;
  • уменьшение срока отнесения на расходы затрат на НИОКР (в том числе не давшим положительного результата) с двух лет до одного года;
  • увеличение социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 тыс. руб. до 50 тыс. руб. по каждому из таких оснований;
  • изменение ставок акцизов по подакцизным товарам;
  • установление налоговой ставки в размере 0% по НДПИ для новых нефтяных месторождений, а также установление к налоговой ставке понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки (с выработанностью более 80%);
  • включение в состав объектов налогообложения по налогу на имущество организаций объектов имущества, завершенных строительством, права собственности на которые не зарегистрированы.

При формировании проекта федерального бюджета на 2007 год были учтены изменения бюджетного законодательства, регламентирующие порядок зачисления НДПИ в отношении добытых природных алмазов и разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы) при пользовании недрами на территории Российской Федерации по месторождениям природных алмазов.

Изменения, внесенные в налоговое законодательство, уменьшат доходы федерального бюджета в 2007 году на 166,7 млрд. руб. по отношении к их величине 2006 года. Изменения ставок акцизов частично компенсируют потери федерального бюджета на 15,2 млрд. руб.

Отменяем налоги



Пользовательского поиска




в начало

при использовании информации гиперссылка на сайт www.samoupravlenie.ru обязательна
уважая мнение авторов, редакция не всегда его разделяет!

Проблемы МСУ

Главная | Публикации | О журнале | Об институте | Контакты

Ramblers Top100
Рейтинг@Mail.ru